Всего совершил 368 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 20 и в составе группы 6 самолётов противника.
После войны продолжал службу в ВВС. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й cтепени ( дважды ), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, "Знак Почёта", медалями, иностранными медалями.
Родился 26 Января 1918 года в деревне Фёдорово, ныне Орехово - Зуевского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 3 курса Орехово - Зуевского текстильного техникума. С 1936 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Январю 1942 года командир звена 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( Калининский фронт ) Гвардии Капитан П. И. Песков совершил 164 боевых вылета, из них 32 на штурмовку живой силы и боевой техники противника. В 13 воздушных боях сбил 7 самолётов противника. 5 Мая 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего совершил 368 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 20 и в составе группы 6 самолётов противника.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию. С Января 1979 года Генерал - Майор авиации П. И. Песков - в запасе. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й cтепени ( дважды ), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, "Знак Почёта", медалями, иностранными медалями.
* * *
Павел Ильич Песков родился в 1918 году в деревне Фёдорово Орехово - Зуевского района Московской области. По окончании 10-летней школы был направлен московской комсомольской организацией в Качинскую военную авиационную школу. В 1939 году в звании Младшего лейтенанта начал службу в рядах Красной Армии.
...Август 1941 года. Западный фронт. Аэродром Кулешовка. День солнечный, тёплый. Возвратившись с задания самолёты один за другим совершают посадку. Зарулив на стоянку и передав машины техникам, лётчики спешат на командный пункт полка. Первым о выполнении боевого задания докладывает командир группы Лейтенант Фёдор Мочалов. Его время от времени дополняет широкоплечий лётчик в кожанном реглане. Это Павел Ильич Песков, или Паша, как его любовно называют в полку.
На выполнение боевого задания 9 самолётов Ил-2 вылетели ранним утром в сопровождении 7 истребителей. "Ильюшины" должны были нанести удар по вражескому аэродрому. Но ещё на подходе к нему нашу группу атаковали два Ме-109. Их немедленно связали боем лётчики В. Давыдов и Ю. Друкарь. Остальные наши лётчики, увеличив скорость, устремились к земле, к местам скопления вражеских самолётов. И уже через несколько секунд на поле появились первые дымки горящих вражеских машин.
Попытавшийся взлететь один из "Мессеров" был тут же атакован Песковым. Спустя несколько секунд, подбитый Ме-109 упал в лес на краю аэродрома. За первым заходом последовал второй, третий. Ещё заход. И опять к земле устремляются десятки реактивных снарядов и бомб. Аэродром заполняется огнём и густым чёрным дымом.
Прилетевший через полчаса наш разведывательный самолёт с трудом произвёл съёмку результатов этого налёта. Фотоснимки подтвердили, что наши лётчики "поработали" хорошо. Всего в результате налёта ими было уничтожено около 20 вражеских самолётов и 2 склада.
- При выполнении задания особенно отличился лётчик Песков, - закончил свой доклад Лейтенант Молчанов.
Присутствующие при докладе с уважением и какой - то особой теплотой смотрят на Пашу. А тот, застенчиво улыбаясь, ещё сильнее сжимает свой шлемофон, стараясь скрыть волнение.
Лейтенант П. И. Песков начал воевать с первого дня войны, отступал с боями от западной границы до Москвы. Это он вместе со своими боевыми товарищами Фёдором Мочаловым, Степаном Горюновым, Михаилом Нюниным, Анатолием Соколовым, Василием Ефремовым, Иваном Лавейкиным, Николаем Романовым, Борисом Журиным, Фёдором Даховым, Григорием Онуфриенко, Борисом Сухановым и другими лётчиками 129-го истребительного авиационного полка начал первые воздушные бои на дальних подступах к Москве в грозные и трудные дни 1941 года.
Это он, Павел Песков, вместе с лётчиками полка штурмовал прикрытые сильным зенитным огнём вражеские аэродромы в Смоленске, Ельне, Шаталове, Ярцеве, Ново - Дугине, Холме. Вместе с лётчиками своего полка и штурмовиками полка Майора Л. Рейно он принимал активное участие в срыве планов наступления немецких танковых колонн в районе Ярцева и Великих Лук.
Уничтожив 11 вражеских самолётов в воздушных боях и 7 при штурмовке аэродромов, Песков внёс весомый вклад в общее число уничтоженных полком неприятельских самолётов. Усилия лётчика - истребителя не пропали даром. В битве под Москвой 129-й истребительный авиаполк, в котором сражался Павел Песков, 6 Декабря 1941 года в числе первых шести авиационных полков получил право называться Гвардейским и стал именоваться 5-м ГвИАП.
Очень почётно стать Гвардейцем. Это и награда и признание боевых заслуг. Но почётное звание и ко многому обязывает. И Песков снова, теперь уже на Калининском фронте, поднимается во фронтовое небо, чтобы принять участие в жестоких воздушных схватках с самолётами противника.
Особенно памятен воздушный бой, проведённый Павлом Песковым со своими товарищами в Марте 1942 года. Он вошёл в историю полка под названием "5 против 30". Наших было 5 истребителей, немцев - 30 истребителей и бомбардировщиков.
В тот день пятёрка ЛаГГ-3, возглавляемая Героем Советского Союза Гвардии Капитаном Василием Ефремовым, держала курс в район Ржева, чтобы прикрыть наступление наземных войск частей 30-й Армии. Тёмной, побуревшей лентой уходила на запад дорога. Разрушенные колхозные постройки, машинно - тракторные станции, уродливые скелеты разбитых немецких танков, бронетранспортёров, автомашин. Привычные фронтовые картины. Промелькнули опустевшие, выжженные деревни, одиноко маячившие печные трубы. И вот уже внизу линия фронта.
Идя с набором высоты, пятёрка "ЛаГГов" встретила смешанную группу противника из 20 бомбардировщиков, прикрываемых 10 истребителями. Здесь были и "Юнкерсы" и "Мессершмитты". Внизу, на земле, дрались наши пехотинцы. Вражеские самолёты шли бомбить советские войска на передовой. Надо было заслонить их от атак противника с неба.
На большой скорости, с полупикирования наша пятёрка стремительно атаковала врага. Казалось, в бой рванулась одна гигантская машина, управляемая одним мотором, одним сердцем, одной властной, умелой и сильной рукой. И уже через несколько минут, дымя, отвалил в сторону один из "Юнкерсов", а за ним второй, третий. Строй самолётов противника был нарушен. А без строя бомбардировщики - очень удобные мишени. Немцы понимали, что в таких условиях их могла спасти только скорость. И они поспешили "облегчиться", сбрасывая бомбы куда попало.
В это время на наших истребителей набросились Ме-109. Тогда Гвардейская пятёрка разделилась на две группы: Ефремов, Песков и Лавейкин связали боем "Мессеры", а Дахов и Журин продолжали атаковать отходящие "Юнкерсы".
Уже 25 минут длился воздушный бой. Звуки завывающих моторов смешиваются с грохотом пушек и треском пулемётных очередей. Искусно маневрируя, Гвардейцы наносят удар за ударом. Вот пошла к земле третья вражеская машина, четвёртая, пятая... Сокрушительные удары Гвардейцев надломили волю немецких лётчиков и они пустились наутёк. Семь вражеских машин уничтожили наши ребята в этом бою и не потеряли ни одной своей.
Сотни бойцов и командиров, не отрываясь, с затаённым дыханием следили за воздушной дуэлью. Махая руками и подбрасывая кверху шапки, они восторженно приветствовали победителей. Показав в ответ крыльями, истребители взяли курс на свой аэродром.
После возвращения, только в бронеспинке самолёта Пескова техник насчитал 13 вмятин от осколков и пуль. А пробоин в фюзеляже и плоскостях и не сосчитать. Не машина - решето !
...Усталые, возбуждённые лица лётчиков. Но с какой радостью докладывали они командиру полка о результатах своего боевого вылета. А затем был разбор проведённого боя. Командир эскадрильи Капитан Ефремов умел извлечь урок из боевой практики. Умел по косточкам разобрать каждую ошибку, допущенную в бою, разобрать так, что даже победитель невольно опускал голову. Но на этот раз всё было иначе. В конце разбора Ефремов с восхищением сказал: "У нашего Паши Пескова настоящая Гвардейская хватка !"
Такое на фронте бывало редко. И эта похвала командира эскадрильи в глазах лётчиков стоила много. К тому времени Павел Песков совершил 267 боевых вылетов, 56 из них - на штурмовку. В 29 воздушных боях сбил 13 самолётов. Был награждён тремя орденами Красного Знамени. 5 Мая 1942 года за мужество и воинское мастерство, проявленные в боях с врагами, Павлу Ильичу Пескову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В один из Майских дней 1942 года группа Героев - лётчиков была приглашена в Москву для вручения наград. Впервые Павел Песков был в Кремле, в Георгиевском зале. С необычным волнением принял он из рук Михайла Ивановича Калинина орден Ленина и медаль "Золотая Звезда".
...В период небольшого затишья на Ржевском направлении фронта в Июле 1942 года Гвардии Майору П. И. Пескову командование поручило выехать с несколькими лётчиками на авиационный завод, выпускающий самолёты Ил-2, и вручить замечательному коллективу этого предприятия - победителю в социалистическом соревновании - переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Делегация провела на заводе несколько дней. Там она встретилась с рабочими, инженерами, посетила конструкторское бюро, возглавляемое С. В. Ильюшиным.
На заводе лётчики много выступали на митингах, в цехах, беседовали с рабочими, рассказывали им о своей фронтовой жизни и боевой работе. В тёплой, дружественной обстановке прошёл заключительный вечер встречи лётчиков - Гвардейцев с рабочими авиационного завода. А через несколько дней Песков уже снова был на фронте, снова начались жаркие поединки с опытным, коварным врагом, зачастую численно превосходящим.
Однажды Песков и его ведомый во время патрулирования встретились с 4 немецкими истребителями. Хотели их атаковать. Но выше кружилась ещё одна четвёрка. Из - за большой облачности её обнаружили не сразу. Первая четвёрка ретировалась, а вот со второй завязался бой. Немецкий лётчик обстрелял машину Пескова и перебил управление. Пилот был ранен в ногу. Скрепя сердце, он принял решение покинуть самолёт. Внизу проходила линия фронта. Парашют Пескова медленно опускался с высоты 2500 метров, а "Мессеры" подлетали к русскому лётчику и стреляли в живую мишень.
Приземлился Песков на нашей территории. Подбежала девушка - санитар, быстро и ловко оказала раненому лётчику первую помощь. Шесть осколков пробили его ногу. Пескова отправили в госпиталь.
Таких ожесточённых поединков с врагом было у лётчика немало. После возвращения из госпиталя в свой полк Павел Ильич сбил ещё 3 вражеских самолёта.
В Феврале 1943 года штурман 5-го Гвардейского истребительного авиаполка Павел Песков был назначен на должность лётчика - инструктора Управления боевой подготовки фронтовой авиации. Теперь в его обязанности входила проверка готовности молодых лётчиков к ведению боевых действий. Песков вылетал вместе с ними, наблюдал их в деле и давал оценку их практическим навыкам и умениям. Но разве мог он, боевой лётчик, равнодушно оставаться на земле, когда летали его друзья, его ученики ! Он рвался в небо, чтобы вновь помериться силами с неприятелем, чтобы бить его беспощадно. И опять стал летать. Инструктор учил молодых не только словом, но и личным примером. К первым 16-ти сбитым вражеским самолётам на счету Пескова прибавилось ещё 4.
Свой последний, 368 боевой вылет Гвардии Майор П. И. Песков совершил над Берлином, в группе истребителей, сбросивших красные стяги на рейхстаг. Чувство огромной, ни с чем не сравнимой радости наполняло сердца лётчиков, когда они пролетали над логовом поверженного врага. Войну он закончил имея на счету 20 личных и 6 групповых побед.
После войны Павел Ильич Песков поступил учиться в Военно - Воздушную академию. Ему хотелось изучить накопленный боевой опыт, расширить свои знания. Он успешно окончил академию в 1950 году и стал служить в Управлении учебных заведений Военно - Воздушных Сил. На его глазах в послевоенные годы авиация вооружалась новой могучей техникой. Дозвуковые реактивные самолёты были заменены сверхзвуковыми, скорость которых в 2 раза выше скорости звука. Они оснащены мощным ракетным вооружением. Чтобы овладеть всеми знаниями, необходимыми современному военному лётчику, курсанты должны много и упорно учиться. Программы, по которым они обучаются, составлены при непосредственном участии Павла Ильича Пескова. Он был в курсе всех вопросов подготовки молодых лётчиков. Его часто можно было видеть и на лётном поле, и в аудиториях авиационных училищ.
...Более 35 лет стоял в стою крылатых Павел Ильич Песков. Он стал Генералом, время посеребрило его виски, но он по - прежнему оставался молод душой. Все свои силы и знания, всё тепло своего сердца отдавал он делу подготовки молодых кадров для Военно - Воздушных Сил страны. А ему было чем поделиться с молодым поколением !
Часто выступал Павел Ильич со своими воспоминаниями и перед авиаторами. И неспроста они всегда так внимательно вслушивались в его слова. Ведь этот человек прошёл сквозь огонь сражений, побывал в жарких воздушных боях, познал горечь потерь и радость побед...