Всего произвёл 342 боевых вылета. Участвуя в 32 воздушных боях, сбил 12 самолётов противника. 24 Июля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился в 1914 году в деревне Солнцево, ныне Уваровского района Тамбовской области, в семье крестьянина. С 1923 года жил в Москве. После окончания средней школы работал в Бауманском райкоме ВЛКСМ, окончил аэроклуб. По комсомольской путёвке в 1933 году был направлен в Ейскую военную школу морских лётчиков. После её окончания служил инструктором. В Октябре 1941 года получил назначение в 72-й смешанный авиационный полк ВВС Северного флота.
К Марту 1943 года заместитель командира эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 6-я истребительная авиационная бригада, ВВС Северного флота ) Гвардии Капитан П. И. Орлов совершил 276 боевых вылетов на штурмовку войск противника, прикрытие баз и кораблей, сопровождение бомбардировщиков, разведку и перехват самолётов противника. В 24 воздушных боях сбил 11 самолётов. 15 Марта 1943 года погиб при выполнении боевого задания.
Всего произвёл 342 боевых вылета. Участвуя в 32 воздушных боях, сбил 12 самолётов противника. 24 Июля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Навечно зачислен в списки воинской части. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ). Бюст Героя установлен на территории Музея ВВС Северного флота. Его имя присвоено перехватчику МиГ-31 из 174-го Гвардейского истребительного авиационного полка.
* * *
Союзному конвою под кодовым названием PQ-16 оставалось пройти всего сотню миль по хмурому Баренцову морю. Приближавшийся Мурманск сулил отдых. Все страхи, казалось, остались за кормой, и поэтому особенно неожиданно прозвучала воздушная тревога на кораблях охранения, на транспортах...
30 Мая 1942 года большая группа бомбардировщиков Ju-88 из KG.30 атаковала конвой PQ-16. На прикрытие судов должна была вылететь четвёрка Гвардейцев во главе с командиром полка Подполковником Б. Ф. Сафоновым. Вместе с ним боевую задачу должны были выполнять: Майор А. H. Кухаренко, Капитан П. И. Орлов, Старший лейтенант В. П. Покровский. Задачей лётчиков было сменить отряд дальних истребителей Пе-3 из 95-го ИАП, до этого времени прикрывавший конвой.
Вскоре после вылета ведомый Сафонова - А. H. Кухаренко - повернул назад, поскольку у его "Киттихока" забарахлил двигатель. Остальные три Р-40Е завязали бой с "Юнкерсами". В этой схватке советские пилоты показали всё, на что были способны: Сафонов записал на свой счёт 3 победы, а остальные пилоты - по одной. Однако этот бой стал последним и для прославленного советского аса Б. Ф. Сафонова: в 10 часов 35 минут его "Киттихок" ударился о поверхность воды и затонул. Причиной гибели пилота, по - видимому, стала авария двигателя.
Только накануне Военный совет Северного флота представил Сафонова к награждению второй медалью "Золотая Звезда". Дважды Героем он стал уже посмертно. Но жизнь командира продолжалась в боевых делах его воспитанников - Орлова, Климова, Покровского, Диденко, Бокия, Курзенкова и других асов Заполярья.
Часто в ожидании вылета лётчики вспоминали, как начался их путь в авиацию. Складывался он по - разному, но почти у всех была одна объединяющая черта: обучение в аэроклубе. Павел Орлов писал письма с рассказами о фронтовой жизни не только домой, но и в свой аэроклуб.
После окончания 4 классов сельской школы, Павел работал в сельском хозяйстве. В 1930 году семья переехала в Москву, где юноша стал работать на обувной фабрике "Заря Свободы" и одновременно учиться в рабочей технической школе. По спецнабору ЦК ВЛКСМ в 1933 году Павла Орлова направили в Ейскую школу морских лётчиков, после окончания которой оставили в ней лётчиком - инструктором. С Января 1939 года П. И. Орлов занимался подготовкой лётных кадров в военно - морском авиационном училище имени С. А. Леваневского в городе Николаеве.
С первых дней Великой Отечественной войны Орлов стал проситься на фронт, но каждый раз получал отказ: нужно было готовить воздушных бойцов. И всё - таки Павел Орлов добился своего.
Полк - дружная боевая семья: любой отдаст жизнь, чтобы спасти в бою товарища. Особой теплотой отличались отношения Павла Орлова и Георгия Курзенкова. Началась их дружба ещё летом 1933 года в Москве: оба успешно прошли тогда медицинскую комиссию. И учились вместе в Ейском военно - морском авиаучилище. Обоих после выпуска оставили там лётчиками - инструкторами. Позднее вместе оказались на инструкторско - преподавательской работе в училище штурманов военно - морской авиации имени С. А. Леваневского в городе Николаеве, где их и застала Великая Отечественная. Друзья "бомбардировали" начальство рапортами с просьбами послать на фронт, но неизменно получали отказ: "Вы готовите пополнение фронту".
В Сентябре 1941 года, инспектируя училище, Командующий авиацией Военно - Морского Флота С. Ф. Жаворонков опрашивал в строю инструкторов: есть ли претензии ? Орлов ответил:
- Есть ! Прошу послать на фронт...
С такой "претензией" к С. Ф. Жаворонкову обратились многие. И Генерал пошёл навстречу, лишь спросил, смогут ли лётчики - инструкторы за 5 - 6 дней освоить полёты на новых типах истребителей. Стремление идти в бой за Родин
у помогло. Через 5 дней Орлов, Курзенков и другие выполнили комплекс упражнений по пилотажу и воздушной стрельбе. Группа лётчиков долгим окружным путём, под бомбёжками добралась до Заполярья.
С 18 Октябре 1941 года в составе 2-й эскадрильи Орлов и Курзенков приступили к боевой работе в составе 72-го смешанного авиационного полка ВВС Северного флота, летая на самолёте И-16.
Командир полка, прославленный севкроморский ас, Б. Ф. Сафонов научил их осмотрительности, взаимной обороне, внушил главную заповедь: всегда искать боя. И скоро удалось проверить, сколь глубоко друзья усвоили его наказы. В один из Декабрьских дней в жестокой схватке "Мессеры" окружили самолёт Курзенкова. В азарте боя он оторвался от звена и оказался один против 4 Ме-109. Лётчик был ранен. Орлов, как только услышал по радио его голос, тут же поспешил на помощь. Действовал решительно, и противник вскоре покинул район боя. И в последующих схватках, Павел Орлов проявил бесстрашие, мужество и выдержку.
Когда полк получал особо важное задание, Борис Сафонов брал с собой в полёт Орлова. Это было лучшей школой боевого мастерства. Всё чаще Орлов сам водил звенья и группы. В полку поощряли его стремление безошибочной первой атакой сломить сопротивление врага. В воздушном бою потребностью его удалого характера была лобовая атака. Мужество подкреплялось умением встречать противника прицельным огнём, "сваливать" его первой очередью. Даже бывалые мастера воздушного боя восхищались отвагой и мастерством Павла Ивановича. Словно меч возмездия, его истребитель вспарывал строй самолётов противника, их боевой порядок рушился. От машины Орлова враги шарахались в стороны, опасаясь не только меткого огня, но и таранного удара.
- У Орлова - сафоновский почерк, - сказал однажды новый комполка Пётр Сгибнев.
В Январе 1942 года полк стал 2-м Гвардейским ИАП и был перевооружён английскими истребителями "Харрикейн". В это время Павел Орлов был уже Капитаном, заместителем командира одной из эскадрилий.
"Харрикейн" из состава 2-го ГвИАП ВВС Северного флота, 1942 год.
15 Апреля 1942 года в районе реки Западная Лица посты воздушного наблюдения и оповещения обнаружили 18 бомбардировщиков Ju-87, следовавших в сторону Мурманска под прикрытием 8 истребителей Ме-110 и 9 Ме-109. На перехват вражеских самолётов были подняты три группы истребителей: 4 "Харрикейна" ( ведущий Капитан А. А. Коваленко ), 6 "Харрикейнов" ( ведущий Капитан П. И. Орлов ) и 3 МиГ-3 ( ведущий Старший лейтенант Д. Г. Соколов ).
Когда наши самолёты обнаружили противника, "Юнкерсы" были уже вблизи города. Они шли попарно на высоте 3500 метров. Выше бомбардировщиков держались Ме-110, за ними на дистанции до 1000 метров с небольшим превышением следовали Ме-109. Наши экипажи видели, как бомбардировщики, зайдя со стороны солнца, с разворотом на 80 - 90° пикировали на цель. Истребители Ме-110 не отставали от "Юнкерсов", но на высоте 2000 метров покидали строй и прикрывали выход Ju-87 в горизонтальный полёт. Истребители Ме-109 на высоте 4000 метров обеспечивали прикрытие "Юнкерсов" в момент входа в пикирование.
Первая группа наших истребителей подошла к району удара на высоте 2500 метров, но атаковать бомбардировщики с ходу не стала, так как была ниже их на 1000 метров и мешало солнце. Командир группы Капитан Коваленко решил ударить по противнику в момент, когда он наиболее уязвим на выходе из пикирования. Истребители вышли на солнце, а затем неожиданно для бомбардировщиков с дистанции 1500 - 1000 метров применили по ним реактивные снаряды. В первой атаке Коваленко сбил ведущий "Юнкерс", во второй обстрелял ведомый самолёт. Орлов с короткой дистанции пулемётными очередями поджёг ещё один Ju-87. Бомбардировщики, нарушив боевой порядок, рассыпались по одному и ушли на запад. В воздушном бою враг потерял 8 "Юнкерсов" и 5 "Мессершмиттов".
В. П. Покровский ( слева ) и П. И. Орлов.
Напряжённый воздушный бой с превосходящими силами закончился успешно. Противнику не удалось выполнить до конца задуманный удар. Наши лётчики действовали организованно, проявили высокое мастерство и взаимную выручку в бою.
10 Мая 1942 года 9 советских истребителей под командованием Капитана Павла Орлова, сопровождая бомбардировщики, вступили в бой с 40 вражескими самолётами. Наши лётчики в напряжённом воздушном поединке сбили 4 самолёта противника.
Как - то раз Орлову удалось молниеносно расправиться с "Хеншелем". Узнав об этом подвиге Капитана, Сгибнев не удержался от похвалы:
- Никто из нас, кроме Бориса Феоктистовича, не смог бы, пожалуй, эдак умело ссадить корректировщика, как это сделали вы...
А дело было так. С переднего края пришло сообщение: "Несём потери от прицельного артиллерийского огня. Корректирует его "Хеншель-126". Солдаты просят: сбейте его !"
"Хеншель-126" - самолёт, довольно маневренный, мог "висеть" в воздухе вдвое дольше истребителя. Он летал над сопками и передавал целеуказания на дальнобойные батареи, корректировал их огонь. Но стоило взлететь нашим истребителям, как об этом с земли радировали корректировщику, и он уходил из района боя.
Орлов предложил: один наш истребител
ь заходит с тыла, а два других идут на "Хеншель". Тот, как обычно предупреждённый по радио, уходит на свою базу. Тут - то его и встретил Орлов. Двумя очередями он сбил корректировщика.
- Солдатское вам спасибо ! - передали на аэродром с переднего края.
В тот день из госпиталя, подлечив раны, прибыл Георгий Курзенков. Но друзья не успели поговорить, как раздалась команда на боевой вылет. По донесению разведки, на аэродроме Луостари было полно "Юнкерсов" и "Мессеров". Командующий Северным флотом А. Г. Головко приказал атаковать базу противника. Три группы, в боевых порядках которых находились Орлов, Курзенков и другие Гвардейцы, на малой высоте прорвались к Луостари. Даже те немецкие пилоты, которые дежурили в кабинах "Мессеров", не смогли взлететь. Один Ме-109 был уничтожен на разбеге. Первая группа наших истребителей в упор расстреляла многие самолёты врага. В гуще "Юнкерсов" рвались реактивные снаряды. Удар был настолько неожиданным, что вражеские зенитчики не успели открыть огонь.
Три недели после этого удара немецкая авиация почти не появлялась ни над передним краем наших войск, ни над нашими базами. А затем снова начались массированные налёты. Трижды немецкое командование бросало по 60 - 70 самолётов на Мурманск. Но прорваться к порту и городу они не смогли. Более 30 "Юнкерсов" были сбиты и упали на нашей территории. Многие пытались дотянуть до своих баз, но удалось ли это им ?
- В Мартовских воздушных схватках особенно отличился Павел Орлов, - вспоминал Курзенков. - Он внезапной атакой разбивал строй "Юнкерсов" и с малых дистанций уничтожал их. За редкостное спокойствие и выдержку однополчане называли его мастером лобовых атак.
Оценка боевых товарищей была заслуженной. Не раз они поддерживали своим огнём Орлова, нередко он спасал однополчан от гибели. Как правило, немцы не выдерживали его лобовой атаки. Но случалось и иное, когда можно было победить, лишь проявив огромную выдержку. Однажды у Орлова произошла именно такая встреча с сильным противником. Лобовая атака началась на максимальной скорости. Кто свернёт первым ? Расстояние сокращалось молниеносно, и у врага всё же сдали нервы. Он, правда, открыл огонь, но, боясь столкновения, начал резкий разворот, подставив себя под огонь Орлова. От меткой очереди "Мессер" взорвался.
И снова тяжёлые бои. Сопровождая бомбардировщиков, погиб лётчик Кравченко. Снова был ранен Курзенков. Орлову удалось отбить 6 атак "Мессеров", не допустить их к нашим бомбардировщикам. Теперь в опасности оказался Мозеров: его окружили "Мессеры", пламя охватило истребитель. Вот - вот взорвется. Последний шанс спастись - покинуть самолёт. Но Мозеров таранным ударом разрушает Ме-109 и сам гибнет...
Насколько решительно, яростно сражался с врагом Павел Орлов, настолько мягким, заботливым и внимательным был он к своим однополчанам. Когда самолёт нуждался в ремонте, помогал и технику и мотористам быстрее ввести его в строй. Возвращаясь с победой, всегда подчеркивал заслуги боевых товарищей. А если кто попадал в госпиталь, его обязательно навещал Орлов, чтобы рассказать о боевых действиях, поговорить с раненым о семье, о друзьях.
Как - то раз Георгий Курзенков, полярной ночью оказавшись над аэродромом противника, в гуще разрывов зенитных снарядов, был тяжело ранен. Истребитель загорелся. Лётчик выбросился из машины, выдернул кольцо парашюта. Но падение почти не замедлилось: часть купола сгорела. Упав на склон сопки в глубокий снег, лётчик остался жив, перенёс несколько сложнейших операций. В этот момент особенно важна была поддержка товарища. И конечно, Орлов приехал к другу, душевно поговорил с ним, постарался убедить в важности штабной работы, которую предлагали ему вместо лётной службы.
- Поправишься - поступай в академию, - посоветовал он. - Если у меня всё будет в порядке, после войны тоже пойду учиться...
Не довелось Павлу Орлову встретить день Победы. 15 Марта 1943 года он погиб в тяжёлом воздушном бою с истребителями противника в районе Урд - озера. К тому времени он совершил 342 боевых вылета, провёл 32 воздушных боя, в которых сбил 12 самолётов противника. В Марте 1943 года заместитель командира эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Капитан П. И. Орлов был представлен к званию Героя Советского Союза, но повесить "Золотую Звезду" на грудь ему было не суждено.
Командир полка Пётр Сгибнев вслед за ранее направленным представлением Павла Ивановича Орлова к званию Героя послал рапорт, в котором писал:
"Высоким мастерством воздушного боя, чёткостью в выполнении поставленных задач, бесстрашием, мужеством, отвагой товарищ Орлов заслужил огромный авторитет среди личного состава своего полка и далеко за его пределами. В полку с полным основанием сложилась уверенность в том, что там, где Орлов со своими подчинёнными ведёт бой, там обеспечена победа над врагом".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Июля 1943 года Гвардии Капитану Павлу Ивановичу Орлову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом министра обороны СССР его имя навечно занесено с списки Гвардейского истребительного авиационного полка