В год своего 80-летия в 1996 году Указом Президента РФ за большие заслуги в развитии отечественного музыкального искусства музыкант был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Родился 31 августа 1916 года. Отец – Нечепоренко Иван Игнатьевич, моряк. Мать – Нечепоренко Агриппина Ульяновна, домохозяйка. Супруга – Нечепоренко Татьяна Петровна, музыкант, преподаватель. Дочь – Нечепоренко Ирина Павловна, окончила институт имени Гнесиных, пианистка, несколько лет была концертмейстером П.И. Нечепоренко. Внуки: Юлия, музыкант; Марина; Анастасия; Алексей.
Имя Павла Ивановича Нечепоренко, выдающегося балалаечника и педагога широко известно в России и за ее пределами, вписано золотыми буквами в историю русского исполнительского искусства ХХ столетия наряду с такими прославленными музыкантами, как Э. Гилельс, Д. Ойстрах, С. Лемешев, Л. Русланова... Исполнительское творчество П.И. Нечепоренко – это незабываемые страницы музыкальной истории нашей Родины, зафиксированные в записях на радио, грампластинках, видеокассетах, статьях и монографиях. Павел Иванович относится к тем блестящим музыкантам, талант и мастерство которых определяют пути развития музыкального искусства. Он из плеяды тех художников, которые всегда в поиске нового, еще не изведанного, и потому для других непонятного и недостижимого. Его по праву можно назвать гением, добрым гением балалайки. Ведь именно этому музыкальному инструменту он посвятил свою долгую жизнь в искусстве.
Преданность избранному делу, одержимость – вот то главное, что всегда было присуще Павлу Нечепоренко.
Велик, кем прочно овладело
Одно, все прочее поправ...
Упорствующий до предела
Почти всегда бывает прав.
Эти строчки из стихотворения известного поэта Евгения Винокурова как нельзя лучше определяют образ человека, посвятившего себя любимому делу, упорно и страстно идущего к своей цели.
Вся жизнь П.И. Нечепоренко пронизана музыкой. С раннего детства он помнит себя поющим и играющим на музыкальных инструментах. Первые уроки игры на балалайке он получил от своего отца, затем занятия в самодеятельном оркестре народных инструментов под руководством А.А. Николаенко в Керчи, и, наконец, учеба в Ленинграде, в музыкальном техникуме имени М.П. Мусоргского у В.И. Домбровского.
Здесь, в Ленинграде, в 1936 году состоялось его знакомство с Борисом Сергеевичем Трояновским, который отнесся к нему по-отечески. «Общаясь с Трояновским, я учился у него, – вспоминает Павел Иванович. – На мою просьбу взять меня в ученики Трояновский, к сожалению, ответил, что никогда не преподавал и не будет: приходи, смотри, как играю, и учись...» Именно так и поступал Павел. Был свидетелем создания многих знаменитых обработок Бориса Трояновского и на всю жизнь запомнил полетный, чистый голос балалайки Трояновского, непринужденность его игры, выпуклость динамики и безупречность музыкальной формы исполняемых им произведений. Когда ему попалась пластинка другого замечательного балалаечника – Николая Осипова, Павел выучил все произведения, звучавшие на ней, и повторял их вслед за своим кумиром, восторгаясь мастерством его исполнения.
В 1939 году Павел Нечепоренко оканчивает музыкальный техникум, поступает на дирижерский факультет Ленинградской консерватории и выступает с концертами как солист-балалаечник Ленконцерта. После одного из концертов к нему подошел выдающийся русский композитор и ближайший соратник В.В. Андреева Николай Фомин, который с восхищением воскликнул: «Я слышал игру Трояновского, знаю Осипова... Вас, без сомнения, ждет большое будущее!» И старый профессор не ошибся. В 1939 году на Всесоюзном смотре-конкурсе исполнителей на народных инструментах Павел Нечепоренко завоевывает первое место и звание лауреата, поделив его со своим недавним кумиром Николаем Петровичем Осиповым.
Победа на конкурсе открыла перед молодым музыкантом большие перспективы. Он много гастролирует по России, выступает на радио, записывает грампластинки. Во время Великой Отечественной войны Павел Нечепоренко остается в блокадном Ленинграде, как солист Ансамбля Военно-морского флота СССР выступает перед защитниками города, выезжает на Северный фронт. Его самоотверженная служба в грозные военные годы отмечена орденами Красной Звезды, Отечественной войны, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». Вспоминая военные годы, ветераны Ладожской Краснознаменной флотилии в своем юбилейном адресе по случаю 60-летию музыканта писали: «Звон струн Вашей балалайки умел передать нам тепло, радость, отдых и вдохновлял моряков на новые подвиги».
После войны возобновилась активная творческая жизнь П.И. Нечепоренко, и в 1949 году на гастролях Оркестра имени Н.П. Осипова по Средней Азии за пульт встал молодой дирижер, только что окончивший Ленинградскую консерваторию, – Павел Нечепоренко. Он успешно провел гастроли, получил лестные отзывы от солистки Большого театра певицы В.В. Барсовой, заслужил одобрение художественного руководителя оркестра Д.П. Осипова и спустя два года, в 1951 году был приглашен в оркестр на должность заместителя художественного руководителя и дирижером прославленного коллектива. Он с успехом дирижировал произведениями, требующими от оркестра особой виртуозности: это «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане», «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, произведениями Н. Будашкина, П. Барчунова, П. Куликова. Нечепоренко тонко аккомпанирует многим известным солистам-инструменталистам – баянисту Сергею Колобкову, гусляру Всеволоду Беляевскому, балалайечнику Николаю Хаврошину, домристу Анатолию Александрову. В его сопровождении с удовольствием пели солисты Большого театра В. Барсова, М. Максакова, М. Михайлов, С. Хромченко.
В 1952 году Оркестр имени Н.П. Осипова облетело радостное известие: Павел Иванович удостоен Сталинской премии (Государственной премии СССР) за выдающиеся достижения в музыкальном исполнительстве. Это событие определило дальнейшую судьбу артиста. Он становится солистом Госконцерта, навсегда оставляет дирижерский пульт и начинает много концертировать заграницей. Но связь П.И. Нечепоренко с оркестром с годами не прервалась. Все это время он остается почетным членом художественного совета Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П. Осипова. В год 75-летия оркестра П.И. Нечепоренко был награжден орденом Дружбы народов.
В 1950–1960-е годы о балалайке за рубежом знали немного. Тем более, что триумфальные гастроли андреевского оркестра стали забываться. Потому балалайка представлялась иностранцам чем-то экзотическим, сродни самовару или лаптям. В программе зарубежных гастролей Павла Нечепоренко стояли такие «жемчужины» мировой классики, как Вторая венгерская рапсодия Ф. Листа, Фантазия на темы оперы «Кармен» П. Сарасате, Испанский танец М. Де Фальи, «Юмореска» А. Дворжака, «Пляска смерти» К. Сен-Санса, произведения советских композиторов: С. Василенко, П. Куликова, Н. Будашкина.
Серьезно готовясь к зарубежным турне и постоянно ощущая нехватку концертного репертуара, Павел Нечепоренко сочиняет несколько концертных произведений – это знаменитые теперь вариация на тему Паганини, концертная пьеса на тему украинской народной песни «От села до села», вариация на тему русской народной песни «Час да по часу». Публика ждала от балалайки непритязательных русских наигрышей, а услышав виртуозные пассажи, гениальные мелодии любимых композиторов в своеобразной аранжировке Павла Нечепоренко, не могла удержаться от восторга. «Как в сказке Андерсена, когда гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя, – вспоминает профессор Нечепоренко, – балалайка в глазах иностранцев превращалась в музыкальный инструмент, наделенный своим неповторимым звучанием, богатый разнообразными приемами звукоизвлечения и штрихами, техничный и глубоко национальный».
Неслучайно после выступлений музыканта в газетах появлялись отзывы подобные этому: «Павел Нечепоренко – мастер игры на русской балалайке. Он “саблезубый тигр” в своем деле. Силой исполнения Фантазии “Кармен” он смог победить “красного быка”, с которым боролся Геракл».
Для Нечепоренко каждое выступление – это не только полная самоотдача, растворение в музыке, радость раскрытия художественного образа, а и поиск идеального звучания произведения, боязнь не дотянуть до желанной черты. На сцене он нетороплив и серьезен. Ему одинаково претят и суетность, и заигрывание с залом. От облика артиста веет спокойствием и уверенностью. Он властно уводит слушателей в мир своей музыки.
Звук балалайки Нечепоренко, сильный, тембристый, обладает гипнотической силой, которая завораживает зал. В его руках она живет своей жизнью, имеет свое лицо, свой тембр и тон. Можно говорить об особенной манере игры с ее характерным, четко фиксированным, предельно экспрессивным, во всех регистрах ярким звуком. В своей концертной практике музыкант широко применяет разработанные и внедренные им в обиход балалаечников разнообразные приемы игры и штрихи. С особым блеском звучат в его исполнении произведения Ф. Мендельсона, Ф. Шуберта, И. Гайдна, И. Штрауса, П. Сарасате. По-новому, свежо и празднично слушаются в его обработке сочинения В. Андреева, С. Василенко, Б. Трояновского, Ю. Шишакова, П. Куликова и Н. Будашкина.
П.И. Нечепоренко известен и как талантливый педагог. Он не относился к педагогике, как к чему-то второстепенному, чем заполняют паузы между гастролями. Павел Иванович никогда не ставил перед собой простых задач и потому в одной из своих заметок 1960-х годов писал: «Создавать профессиональную исполнительскую школу, расширить концертно-педагогический репертуар, выйти на уровень мировых стандартов исполнительского искусства – вот неотложная задача инструменталистов-народников». Павел Иванович просто не представляет свою жизнь без работы в классе со студентами. Еще в 1936 году он начал преподавать в Музыкальном техникуме имени М.П. Мусоргского, где его учениками были Шитенков, Самсонов-Роговицкий, Шалов – ныне широко известные музыканты. После переезда в Москву П.И. Нечепоренко преподавал в Музыкальном училище имени Октябрьской революции, а затем (до 2004 года) в Институте имени Гнесиных. Среди его учеников известные балалаечники Владимир Болдырев, Валерий Зажигин, Александр Данилов. Каждый новый выпуск в классе Нечепоренко дает новых замечательных исполнителей на балалайке, которые с гордостью говорят: «Я ученик Нечепоренко». Анализируя сегодняшнее состояние жанра, можно прийти к выводу, что многое из того, о чем мечтал Павел Нечепоренко, сбылось. В России создана профессиональная школа игры на балалайке.
В год своего 80-летия в 1996 году Указом Президента РФ за большие заслуги в развитии отечественного музыкального искусства музыкант был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Павел Нечепоренко – это уникальное явление в русской музыкальной культуре. Его искусство исполнителя-виртуоза и педагога еще до конца не осознано современниками и устремлено в будущее.
Живет в Москве.