Беседа с руководителем проекта ГАЗУ.ру Павлом Любимовым состоялась 11 июля 2008 года.
Расскажите, когда и при каких обстоятельствах появился проект gazu.ru? Почему вы были уверены, что рунет нуждается в таком проекте?
-Идея создать сайт для начинающих водителей родилась у меня за рулем учебного автомобиля, когда я сам был учеником, и вдохновлено внимал каждому слову моего инструк
тора по вождению.
Мне было очень интересно учиться водить тогда, интересно постигать все новое об автомобиле, дорожном движении, Правилах, о том что и как заставляет его – автомобиль - сдвинуться с места и так далее, вопросов в голове роилась туча.
И я думал, вот бы найти такой сайт "для чай
ников", где можно обо всем почитать, задать вопрос, узнать что-то интересное и новое. А сейчас я пытаюсь делать газу.ру таким сайтом. Интересным для людей, доступным, актуальным, интерактивным.
Я не был уверен, что рунет нуждается в таком сайте, но набрав какую-то начальную массу, я запустил его
и получил немало откликов "спасибо".
Но главное, наверное, в том, что я делаю то, что мне интересно, делаю это с любовью и искренним желанием.
Можете ли вы вспомнить, какими шагами развивался gazu.ru? Каким образом проект вставал на ноги?
-Первая версия gazu.ru была запущена в начале 2005
года. Сайт рос, добавлялись новые интересные начинающим водителям материалы, статьи, советы. Некоторые люди сами присылали какие-то интересные заметки, задавали вопросы, оставляли пожелания. Я к ним прислушивался, одновременно пытаясь перенестись в то время, когда я сам был обучаемым и так много бы
ло неизведанного. Я вспоминал "какие вопросы не давали мне покоя тогда?". Я находил ответы, просил знающих людей написать об этом, писал сам и публиковал все это на сайте.
Почему было выбрано такое название сайта - ГАЗУ.ру? Рассматривались ли какие-то другие варианты?
-Все очень просто. Когда
у меня уже была примерная картинка в голове "как все это будет", оставалось лишь придумать название домена. И тут как-то неожиданно всплыла фраза, которую довольно часто произносил мой инструктор по вождению, а именно "ГАЗУ!!!". Это означало – "прибавь газу, надави на педальку посильнее".
Так чт
о название появилось благодаря моему учителю.
Каким вам хотелось сделать проект? Какие задачи стояли и стоят перед gazu.ru?
-Хотелось сделать интересный, актуальный, не "высосанный из пальца" портал для начинающих водителей. Основная задача была тогда и есть сейчас – помощь людям.
Сейчас ж
е я хочу сделать сайт еще более интерактивным, чтобы люди могли спрашивать, комментировать, оценивать, рассказывать.
Сколько сейчас человек работают над поддержкой gazu.ru?
-Сейчас над поддержкой сайта работают в той или иной степени 5 человек.
Чувствуете ли вы, что со временем в рунете у
величивается интерес к автошколам, урокам вождения?
-Думаю, что да. Интерес явно увеличился. Все очень просто – спрос рождает предложение. Вы знаете, какие сейчас очереди на новые автомобили в автосалонах? Люди покупают автомобили, стоят на них по полгода в очереди, а потом, каким бы он ни был хо
рошим и красивым – его, автомобиль, нужно научиться водить, чтобы владеть им не только по документам, но и именно владеть – значит управлять им.
Можете ли вы сейчас спрогнозировать, в каком направлении будут развиваться "водительские" сайты в рунете? Может быть, не хватает каких-то специфических
тематических онлайн-сервисов?
-Спрогнозировать, как именно будут "водительские" сайты развиваться, не могу - я же не Кашпировский. Но то, что развиваться будут - это однозначно. Кроме того, непременно будут появляться новые сайты.
В чем заключается эффективность использования gazu.ru для нач
инающих водителей? Почему они доверяют и выбирают именно gazu.ru?
-Эффективность, думаю, в достоверной, актуальной, интересной для них информации.
Доверяют, надеюсь, потому что я не использую слов "лучший", и в таком духе, не пестрю рекламой, а стараюсь сделать все качественно и аккуратно, а
не "да ладно, зажариться как-нибудь". Не копирую без разрешения автора чужих учебников, статей и т. д.
К тому же, на сайте есть такой ценный для начинающих водителей раздел как "отзывы" - об автошколах и инструкторах по вождению. Ценность раздела заключается в его объективности - там размещаются
не только хвалебный оды, но и негативные мнения, если они обоснованы.
Какие у gazu.ru отношения с конкурентами?
-Я, как создатель сайта ГАЗУ.ру, очень уважаю достойных своих конкурентов. Достойными я называю тех, кто работает над своими сайтами, придумывает какие-то новые идеи, а не просто к
опирует все готовое по принципу "я на свете всех хитрее".
Случаи сотрудничества были и сейчас есть. Например, онлайн-автошкола Бориса Андреева.
Допустим, на gazu.ru пользователь оказался в первый раз. На что вы ему посоветуете обратить внимание?
-Я надеюсь, что в самое ближайшее время у ГА
ЗУ.ру поменяется дизайн и немного структура, и сайт станет еще проще и понятнее - все основное и самое интересное будет видно с первого взгляда.
Впрочем, и сейчас, я считаю, что все разделы доступны и интуитивно понятны для посетителей. Проблем быть не должно.
К каким вопросам на gazu.ru чув
ствуется наибольший интерес со стороны посетителей?
-Для кого-то это поиск подходящей автошколы, для кого-то - частного инструктора по вождению, для кого-то - подготовка к экзамену в ГИБДД, изучение Правил Дорожного Движения и дорожных знаков, а для кого-то - просто возможность узнать что-то ново
е о вождении автомобиля.
Также чувствуется интерес посетителей и их желание общаться между собой и получать квалифицированные консультации по вопросам вождения и около-автомобильным темам. В ближайшее время и такая возможность, надеюсь, будет реализована на портале ГАЗУ.ру.
Каким образом и н
а каких условиях формируется база инструкторов по вождению на gazu.ru?
-На сайте размещены предложения частных инструкторов по вождению, многие из них сотрудничают с сайтом с первых дней его создания.
Объявления добавляются, когда инструктор обращается с предложением "хочу попасть на ваш сайт
". При этом перед публикацией объявления проверяется адекватность самого инструктора и достоверность информации, которую он размещает в объявлении.
Также работает правило – получил 3 отрицательных отзыва от учеников – объявление блокируется.
Каким образом и на каких условиях формируется списо
к автошкол Москвы?
-Список автошкол мы стараемся поддерживать всегда в актуальном состоянии - ведь автошколы закрываются, переезжают, открываются новые.
Над поиском новых и синхронизацией информации о существующих работает отдельный человек.
Информация размещается бесплатно.
На что сд
елан упор в разделе "статьи, рассказы и советы"? Какие материалы там публикуются?
-Материалы публикуются в первую очередь интересные, и, что называется, "в тему".
Перед тем как опубликовать новую статью, я обязательно ее читаю и вникаю в то, о чем и как там написано, потому что интересы наших
посетителей - начинающих водителей - превыше всего.
Можно ли говорить о портрете посетителя gazu.ru? Какой он?
-Ему от 16 до 55 лет, пол значения не имеет. Думаю, что 50-60% - это Москва, остальное – вся Россия и даже соседние республики.
Участвует ли gazu.ru в каких-то оффлайн-мероприяти
ях (выставки, конференции)?
-Пока не участвовал. Но мысль очень интересная, спасибо!
Каким образом в настоящее время раскручивается и рекламируется gazu.ru?
-Рекламируется – можно сказать, что никак, так как проект некоммерческий, и вряд ли окупит хотя бы мало-мальскую рекламную кампанию.
А раскручивается – только естественным способом, т.е. благодаря тому, что он интересен людям.
Каковы отзывы посетителей gazu.ru о проекте? Влияют ли посетители своими пожеланиями на развитие gazu.ru?
-Отзывы – в основном очень положительные. Иногда посетители о чем-то спрашивают, присылают
какие-то дорожные ситуации, сообщают о том, что не могут дозвониться в определенную автошколу. Иногда сообщают и о грамматических ошибках. Пишут и о том, что хотели бы видеть на сайте.
Посетители, конечно же, влияют на развитие проекта ГАЗУ.ру.
Какова в настоящее время посещаемость gazu.ru?
-В среднем это 2-3 тысячи посетителей в день.
Можно ли говорить, что gazu.ru - прибыльный проект?
-И да и нет. Т.е. проект приносит, конечно, прибыль за счет рекламных баннеров и объявлений, но 70% этой прибыли уходит на поддержание работы и развитие проекта.
Можно ли узнать еще немно