Архиепископ. Деятель Русской православной церкви, с 1975 — в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
Родился в семье горного инженера и землевладельца Павла Кирилловича Голышева. В конце 1918 семья Голышевых эмигрировала за границу: сначала в Турцию, затем во Францию и окончательно поселилась в Бельгии.
Окончил с отличием колледж в Брюсселе (1935), Свято-Сергиевский православный институт в Париж
е со степенью кандидата богословия (1939).
1 ноября 1936 пострижен в рясофор, 16 марта 1937 — в мантию, с 19 марта 1937 — иеродиакон. С 2 июня 1938 — иеромонах, настоятель православной церкви Антверпена. Выполнял поручения митрополита Евлогия (Георгиевского). Позднее вспоминал: «Бывало, пригласит
меня к себе митрополит Евлогий, и скажет: вот там-то проштрафился священник, и приход опустел, поезжай, мой милый, туда, устрой там все, как следует, и я, конечно, ехал … Можно сказать, я был на положении посла, и от этой обязанности никогда не устранялся».
С 1941 — игумен, настоятель поочередно
двух церквей во Франции и духовник церковно-социальной организации «Православное дело» в Париже, основанной матерью Марией (Скобцовой). В период службы в городе Тулоне часто посещал размещавшийся здесь лагерь военнопленных, где очень много было пленных из России. За активную помощь пленным был арес
тован и доставлен в Париж, но вскоре освобождён. После Второй мировой войны перешёл под омофор Московского Патриархата.
В ноябре 1947 возвратился на Родину, был принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры, определен проповедником и казначеем и одновременно назначен переводчиком по французкому яз
ыку при иностранном отделе Московской Патриархии.
С сентября 1950 — преподаватель Одесской духовной семинарии и казначей Успенского мужского монастыря в Одессе.
С сентября 1952 — приходской священник в городе Пскове.
С октября 1953 — преподаватель Ленинградской духовной семинарии и академии и
исполняющий обязанности секретаря Учебного комитета Московской Патриархии.
С ноября 1954 — настоятель в разных церквях Ставропольской епархии, а затем настоятель церкви в городе Кисловодске.
С 7 июля 1957 — епископ Молотовский (Пермский) и Соликамский. В этот период в епархии была закрыта треть
приходов. Не желая мириться с произволом, предложил создать при облисполкоме комиссию для решения судьбы намеченных к закрытию приходов, но ему не удалось добиться создания такой комиссии. По настоянию обкома КПСС, управления КГБ и местного уполномоченного по делам религии был переведен в Астрахань.
С 15 сентября 1960 — епископ Астраханский и Енотаевский. Много проповедовал, его частые богослужения привлекали множество верующих. Обладал мистическим складом души, был аскетом, всегда помогал неимущим, нищим, обитавшим у церковных ограды. По воспоминаниям современников, «по сути своей, вся его
жизнь превратилась в постоянную духовную брань, и не только внутреннюю, но и внешнюю „с властями и миродержателями века сего“. Причина этой брани скрывалась в самой натуре архиепископа Павла — прямой, открытой, преданной православию, не идущей ни на какие уступки и компромиссы». Во время одного из
богослужений в Астрахани несколько человек напали на него и стали с братью срывать с архиерея облачение. Сразу же после службы его увезли из храма на «скорой помощи».
С 25 февраля 1964 — архиепископ.
С 23 июня 1964 — архиепископ Новосибирский и Барнаульский. Перевод из Астрахани популярного ар
хиерея вызвал печаль среди верующих, которые обращались к Патриарху Алексию I с ходатайством об обмене этого решения, однако оно было оставлено в силе. На новом месте служения проявил себя как ревностный проповедник, старавшийся посещать все приходы тогдашней обширной епархии, принципиальный защитни
к православия. В 1965 подписал составленное архиепископом Ермогеном (Голубевым) обращение к Патриарху Алексию I с просьбой отменить навязанные советской властью решения Архиерейского собора 1961, умаляющие права духовенства.
В 1971 во время работы предсоборной комиссии обратился к председателю ко
миссии митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену с «Предложением», в котором высказал пожелание пересмотреть на предстоящем Поместном соборе решения Архиерейского собора 1961, в частности раздел «О приходах», внеся в него изменения, расширяющие права духовенства в приходских делах. Не был допущен
на Собор, а его предложения на нём не обсуждались.
С 2 февраля 1972 — архиепископ Вологодский и Великоустюжский. Продолжал вызывать раздражение органов советской власти. В результате уже 11 октября 1972 «за нарушение канонических норм, недостойное поведение и неспособность управлять церковной жизн
ью» был освобождён от управления Вологодской епархией и уволен на покой. Проживал в городе Кисловодске.
Неоднократно устно и письменно обращался к Патриарху Пимену с просьбой назначить его вновь на кафедру, но его прошения остались без ответа. Просил о выезде за границу, причём его просьба была п
оддержана президентом Франции Жоржем Помпиду.
В октябре 1975 выехал во Францию к своему брату, затем переехал в Бельгию. Управлял русскими приходами в Голландии, Бельгии и Германии, находившимися под омофором Константинопольского Патриархата, читал лекции в ряде университетов. Скончался от лейкем