Паулина Дональда стала и основательницей Оперной гильдии (Opera Guild) в 1942 году и руководила ею до 1969 года, представив 29 опер, в том числе и несколько канадских премьер, в 28 сезонах.
Паулина Дональда (Pauline Donalda), урожденная Лайтстоун (Lightstone), родилась в 1882 году в Монреале, Канада (Montreal, Canada).
Ее родители были евреями из России и Польши (Poland), которые изменили свою фамилию с 'Лихтенштейн' на 'Лайтстоун'. С самого детства Паулина обладала прекрасным голосом, и позже по стипендии училась в Королевском колледже Виктория (Royal Victoria College).
В 1902 году молодая исполнительница решила отправиться покорять Европу, однако прежде чем позволить ей эту поездку, ее отец настоял на прослушивании у новых специалистов в Нью-Йорке – ему хотеось быть уверенным, что у дочери имеется талант. Вальтер Дамрош (Walter Damrosch) отказался слушать ее, зато французский тенор Томас Салиньяк (Thomas Salignac) тепло отозвался о сопрано Паулины.
В том же году она отправилась в Париж (Paris) на грант от Дональда Смита, Лорда Страткона (Donald Smith, Lord Strathcona), и изучала вокал с Эдмоном Дювернуа (Edmond Duvernoy), актерское мастерство с Полом Лери (Paul Lhérie), речь с Пьером Бертоном (Pierre Berton), и итальянский язык с Бабеттой Розен (Babette Rosen).
В честь своего благодетеля она взяла себе псевдоним 'Дональда'.
С помощью Массне (Massenet), Паулина дебютировала 30 декабря 1904-го в Ницце (Nice), с партией Манон. Позже она прекрасно справилась с партиями Маргариты, Микаэлы и Мими. Под его руководством самого Леонкавалло (Leoncavallo), она вскоре пела Недду в 'Паяцах' ('I Pagliacci').
Лондонский дебют Дональды состоялся 24 мая 1905-го в Ковент-Гардене (Covent Garden), это была роль Микаэлы. В конце июня того же 1905-го она уже пела на премьере 'L'Oracolo' Франко Леони (Franco Leoni). Скоро Дональда стала соперничать с самой Нелли Мельба (Nellie Melba), она часто заменяла ее и, следовательно, пела с Энрико Карузо (Enrico Caruso). Очень успешными были роли Джульетты и Церлины.
В том же Ковент-Гардене Паулина пела Маргариту из 'Фауста' ('Faust') в 1905-м, и одним из ее партнеров был французский баритон Поль Севильяк (Paul Seveilhac), который в мае следующего года стал ее мужем.
Осенью 1905 года Дональда пела Маргариту и Мими в театре де Ла Монне в Брюсселе (Théâtre de la Monnaie in Brussels), и после этого, по совету врача, она отправилась на юг Франции (France) для полугодового отпуска. Паулина вернулась в Брюссель в марте, чтобы петь Манон, а позже она также спела Эльзу из 'Лоэнгрина' ('Lohengrin') и Еву из 'Мейстерзингеров' ('Die Meistersinger'), продемонстрировав свое мастерство в исполнении вагнеровских ролей.
16 ноября 1906 года состоялся дебют певицы в Канаде, и на сцену она вышла вместе с мужем, а 7 декабря того же года она уже вышла на сцену Нью-Йорка (New York), и вскоре ее американский репертуар включал оперы 'Фауст', 'Кармен' ('Carmen'), 'Дон Жуан' ('Don Giovanni'), 'Травиата' ('La Traviata'), 'Лоэнгрин', и 'Паяцы'.
Кстати, этот сезон выдался невероятно тяжелым для Паулины, и в целом она осталась разочарованной от Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera). Не оправдал ожиданий и бразильский Театр Колон (Teatro Colón in Buenos Aires), и Паулина США покинула.
Так, сконцентрировавшись на европейской оперной сцене, Дональда летом 1907-го пела в Ковент-Гардене, в октябре дебютировала в Париже (Opéra-Comique), а во время гастролей 1910 года Паулина побывала и в России.
Паулина Дональда продолжала активно гастролировать, а когда началась Первая мировая война, она пережила ее в Канаде. В тот период она давала много концертов, в том числе благотворительных и для армии.
В 1917-м она уже снова пела в Париже. К тому времени ее первый брак уже окончился разводом, и Паулина вышла замуж во второй раз, за датского тенора Мишу Леона (Mischa Léon); свадьба стостоялась в июне 1918 года в Париже. Она пела с ним в том же году в Ницце, в постановке 'Талисман' ('Le Talisman'). В 1919-м, после открытия Ковент-Гардена она снова выла на эту сцену, но это был ее последний сезон в этом театре.
Уйдя со сцены, Дональда начала преподавать, и в 1922 году она открыла студию в Париже. На родину в Монреаль певица вернулась в 1937 году, открыв свою студию и в Канаде. Паулина Дональда стала и основательницей Оперной гильдии (Opera Guild) в 1942 году и руководила ею до 1969 года, представив 29 опер, в том числе и несколько канадских премьер, в 28 сезонах.
Среди учеников Дональды было немало талантливых исполнителей – Кларис Карсон (Clarice Carson), Мэри Хендерсон (Mary Henderson), Эйлин Лоу (Eileen Law) и другие.
В 1967-м Дональда получила Орден Канады (Order of Canada).
Скончалась Паулина Дональда 22 октября 1970 года.
Голос певицы, прекрасное чистое сопрано и ее тонкую дикцию, можно услышать в записях, в том числе и в сборнике 'Великие голоса Канады' ('Great Voices of Canada/Les Grandes voix du Canada').