Пауль был плодовитым композитором. За годы карьеры он написал 10 опер, 44 симфонии и, по крайней мере, 56 струнных квартетов (некоторые источники останавливаются на цифре 73).
Пауль Враницкий родился 30 декабря 1756-го в Новой Ризе, Моравия (Neureisch, Moravia). Он учился на богословском факультете в Университете Оломоуца (University of Olomouc), а затем поступил в духовную семинарию в Вене (Vienna). С раннего детства Пауль осваивал скрипку и орган, плюсом учился пению.
В 20 лет Враницкий, как и большинство чешских композиторов, переехал в Вену, чтобы искать новые возможности в австрийской имперской столице. С 1790-го он был дирижером в обоих королевских театральных оркестрах. Враницкий добился большого уважения от Моцарта (Mozart), Гайдна (Haydn) и Бетховена (Beethoven). Бетховен и Гайдн предпочитали пользоваться услугами Враницкого в качестве дирижера для их новых работ.
Пауль был плодовитым композитором. За годы карьеры он написал 10 опер, 44 симфонии и, по крайней мере, 56 струнных квартетов (некоторые источники останавливаются на цифре 73). На его счету также много другой оркестровой и камерной музыки. Его опера 'Оберон, Король эльфов' ('Oberon – The Fairy King') 1789-го была фаворитом в этом жанре. Она же вдохновила Эмануэля Шиканедера (Emanuel Schikaneder) написать либретто к опере 'Волшебная флейта' ('The Magic Flute'). В середине 1790-х Гете всеми силами искал сотрудничества с Враницким, чтобы написать продолжение оперы Моцарта.
Пауль Враницкий умер 29 сентября 1808-го, в Вене. В 1932-м в честь композитора был назван переулок в Вене.
Некоторые ученые полагают, что Враницкий обучался у Гайдна, однако доказательств этому не существует. И все же нет никаких сомнений, что существенное влияние на чешско-австрийского композитора оказали квартеты Гайдна. Как и у Гайдна, квартеты Враницкого прошли через многие стадии развития, начиная с 'доклассического' состояния и заканчивая готовой формой сонаты поздней венской классической школы.
Многие из квартетов Враницкого соответствуют качеству парижских концертных квартетов. В своих произведениях композитор экспериментировал с новым романтическим стилем (для того времени) – со смелыми гармоническими прогрессиями, театральной жестикуляцией и виртуозной подачей материала перед публикой. Ознакомившись с десятью струнными квартетами Враницкого, музыкальный историк Рон Драммонд (Ron Drummond) написал: 'Я могу с уверенностью, абсолютной уверенностью, сказать, что достижения Враницкого как композитора струнных квартетов, в целом, превосходят достижения Моцарта. Дабы это заявление не было понято неправильно, позвольте мне уточнить: просто количество работ Моцарта меркнет на фоне производительности Враницкого; качество же произведений каждого композитора настолько превосходно, что Враницкий побеждает по численности'.
Описывая музыку Враницкого последней части 19 века, известный французский критик и музыковед Франсуа-Жозеф Фети (François-Joseph Fétis) вспоминает: 'Музыка Враницкого была в моде, потому что это было чем-то новым – с его понятными мелодиями и блестящим стилем. Он прекрасно управлял оркестром, особенно симфоническим. Я помню, что в моей юности его работы очень хорошо принимались публикой, если сравнивать с Гайдном. И сегодняшнее преждевременное увядание интереса (к Враницкому) весьма меня удивило'.
В число произведений композитора также входит 'Лесная девушка' ('Das Waldmädchen') 1796-го, 'Зефир и Флора' ('Zephir und Flora') 1795-го и 'Похищение сабинянок' ('Der Raub der Sabinerinnen') 1804-го.