Немецкий актёр и режиссёр, один из основоположников киноэкспрессионизма.
Родился 11 декабря 1874 года в Арнольсдорфе (Восточная Пруссия, Германия) в семье текстильного фабриканта Отто Вегенера и его жены Анны. 1883—1886 посещает католическую гимназию в Рёсселе. 1886—1893 во время учебы в гимназии в Кёнигсберге вместе с друзьями организует драматический кружок. 1894—1895 по желанию отца изучает юриспруденцию во Фрейбурге и Лейпциге, но посещает прежде всего лекции по истории искусства и философии. Когда он бросает учебу, чтобы окончательно стать актёром, отец лишает его материальной поддержки. С 1896 после частных уроков актёрского мастерства — актёр в провинции, с 1905 — в труппе Немецкого театра Макса Рейнхардта в Берлине. С 1913 снимается в кино.
Широкая известность приходит к Вегенеру с ролью в фильме «Пражский студент» (нем. Der Student von Prag: ein romantisches Drama,
1913), который он также поставил в качестве сорежиссёра.
Следующая значительная работа — заглавная роль в фильме «Голем» (нем. Der Golem, 1915). Образ оживлённого магией глиняного истукана оказался настолько органичен для монументального Вегенера, что актёр вовзвращается к нему ещё дважды — в фильмах «Голем и танцовщица» (Der Golem und die Tänzerin, 1917) и «Голем, как он пришел в мир» (Der Golem, wie er in die Welt kam, 1920); последний становится одним из наиболее значительных фильмов немецкого киноэкспрессионизма и классическим воплощением знаменитого сюжета.
В творчестве Пауля Вегенера значительное место занимают величественные персонажи или негодяи, сыгранные им в фильмах «Сумурун» (нем. Sumurun, 1920), «Жена фараона» (нем. Das Weib des Pharao, 1922), «Лукреция Борджиа» (нем. Lucrezia Borgia, 1922), «Ожившие Б
удды» (нем. Lebende Buddhas, 1925), «Свенгали» (нем. Svengali, 1927), «Альрауне» (нем. Alraune, 1928), «Рампер, человек-зверь» (нем. Ramper, der Tiermensch, 1927) и др.
Вегенер продолжает работать и в звуковом кино, но так и не создает ролей, которые сравнились бы по значению с его более ранними работами. Несмотря на то, что в период национал-социализма он снимался в ряде пропагандистских фильмов, получает от советских оккупационных властей разрешение на работу и является советником военного коменданта Берлина по вопросам культуры. Исполняет заглавную роль в спектакле «Натан-мудрец» по пьесе Лессинга, премьера которого состоялась 7 сентября 1945 в Немецком театре в Берлине. В этой роли он выступает более 60 раз — пока не падает на сцене в обморок.
Пауль Вегенер скончался 13 сентября 1948 года в Берлине.