Российский кинопредприниматель немецкого происхождения
Родился в Москве в 1881 году в состоятельной остзейской семье. Получил хорошее образование. В 1902 году во время поездки в Париж заинтересовался кинематографом и поступил на работу в компанию «Gaumont». В 1904 году направлен компанией в Россию для организиции московского прокатного отделения. По его
инициативе операторы компании в 1907 году начали делать в России регулярные хроникальные съёмки для новостных альманахов. Тогда же Тиман подсказал Самуилу Лурье идею журнала о кино «Сине-фоно».
В январе 1909 года Пауль Тиман уходит из «Гомон» и открывает собственный торговый дом «П. Тиман, Ф.Рей
нгардт и С.Осипов». Начав работу с проката зарубежной кинопродукции, он вскоре начинает и собственное кинопроизводство. Первой картиной компании становится фильм режиссёра Василия Гончарова «Смерть Иоанна Грозного» (1909), выпущенный в прокат ассоциированной с его торговым домом компанией «Глория».
Первые фильмы приносят прибыль, но незначительную.
В 1912 году Тиман приобретает съёмочный павильон московского отделения «Пате» и с сентября начинает выпуск фильмов «Русской золотой серии», которые пользовались значительным успехом у публики. Основными постановщиками компании в этот период были
Владимир Гардин и Яков Протазанов. Со временем Тиману также удалось добиться того, что руководство Московского художественного театра и других крупных московских театров согласилось на участие их актёров в съёмках фильмов (обычно это не приветствовалось).
С началом Мировой войны кинопредприятие Т
имана вынуждено резко сократить деятельность после того, как немец Тиман был интернирован и отправлен на поселение в Уфимскую губернию, а ряд сотрудников студии призваны в армию. Одновременно на рынке кинопроизводства усиливаются компании Ермольева и Харитонова, что делает практически невозможным дл
я Тимана восстановление прежних масштабов деятельности.
Тиман возвращается в Москву в мае 1917 года и пытается реорганизовать бизнес (он даже объявил, что пригласил для съёмок фильма Асту Нильсен), но никакого успеха в этом не добивается. Весной 1918 года он репатриируется в Германию, затем переб
ирается в Италию и там пытается снова наладить кинопроизводство с участием русских эмигрантов. Еще одну (последнюю) попытку возродить студию он предпринял в Париже в 1920 году, где продюсирует несколько фильмов, посталенных режиссёрами-эмигрантами из России. Не добившись от их проката существенной ф