Не отдавая предпочтения какому либо конкретному стилю, свое звучание команда нашла на стыке всех мыслимых направлений.
Под патронажем Фонда Народной Дипломатии несколько музыкантов решили объеденить усилия в поиске нестандартного акустического звучания.
Стартовый состав:
Алексадр Антонов - скрипка, вокал;
Святослав Вильчинский - вокал, перкуссия;
Александр Бакхаус - аккордеон, вокал;
Михаил Николаев - гитара, вокал;
Тарас Мазепа - контрабас, вокал.
Эксперименты велись на основе фолк-материала. В аранжировках группы присутствовали элементы кантри, блюза, джаза, национальной музыки, рока, и т.д.
Не отдавая предпочтения какому либо конкретному стилю, свое звучание команда нашла на стыке всех мыслимых направлений. Название "Папоротник" было выбрано не случайно Если внимательно рассмотреть лист этого мистического растения - невозможно не заметить массу элементов, которые в своем единстве рождают потрясающе красивую форму. Будучи древнейшим растением на Земле, папоротник собрал вокруг себя множество поверий, легенд и мифов. Магическое равновесие простого и сложного, премудрого и наивного, как нельзя лучше соответствует идеологии избранной музыкантами.
В этом же, 1991 году, "Папоротник" пробует свои силы в гастрольном туре по странам Европы - в рамках Марша Мира посвященного 50-летию антигитлеровской коалиции. (Англия, Франция, Голландия, Германия, Польша). Выступая на разных площадках -стадионах, ночных клубах, мэриях и посольствах, команда неизменно вызывала позитивную реакцию публики.
До 1995 года "Папоротник", претерпев некоторые изменения в составе, занимается активной концертной деятельностью на родине и за ее пределами.
1993 - Уход Тараса Мазепы из коллектива вынудил солиста группы Святослава Вильчинского взятся за контрабас. В 1994 году в "Папоротнике" появляется певица Иннесса, но в том же году, она и гитарист М. Николаев покидают группу. Около года коллектив находится в подвешанном состоянии, музыканты принимают участие в различных проектах занимаются разработкой собственных творческих идей.
1996 - второе рождение группы. Антонов, Вильчинский, Бакхаус - собираются вновь. К ним присоеденился Дмитрий Серебряник (Пызя), в качестве барабанщика.
"Папоротник" создает авторскую программу "Злые сказки 13". Эта программа, с элементами народных сказок, стеба и мистики, сразу нашла своего слушателя.
- " Вроде бы как на сцене рокеры, а такое ощущение, что они издеваются над тобой. Запилы а-ля Блэкмор на скрипочке, блюзовый квадрат на аккордеоне, голос солиста, пародирующего рок-н-ролльные приемчики... Да и вообще весь их концерт -- одна большая пародия на общемировую историю рок-н-ролла. И давясь от хохота, сползая под стул, ты понимаешь вдруг, что слова "рок", "запил", "соляк", в которые ты верил, как коммунисты верили в товарища Сталина... в общем, весь рок тоже на самом деле просто большой цирк.
Девяносто пять процентов мировых хитов -- это те, которые были написаны в шутку. Потому что в этих песнях легкость чувствуется -- человечество на самом деле никогда не бывает в восторге от чьих-то долгих усилий... В том числе и от долгих усилий стать похожим на любимого в юности "зарубежного артиста" -- комплекс, от которого страдает абсолютное большинство отечественных суперстар. А вот у "Папоротника" при всей их несерьезности почему-то нет НИ ОДНОЙ песни, похожей на что-то или кого-то. Поэтому я не знаю, как это назвать. Я могу только промычать: "Даже пьяны-ы-й, я ненавижу тещу..." (строчка из песни "Мама")"
1997 - знакомство с Андреем Макаревичем, и поступившее от него предложение о совместном проекте.
- "Я буквально был очарован талантом и профессионализмом Александра Антонова, Святослава Вильчинского, Александра Бакхауса и Дмитрия Серебряника. Именно тогда и появилась мысль делать с ними новый проект. Мне просто очень повезло: я услышал "Папоротник" и понял, что это именно тот состав, о котором я мечтал."
Записывается и выпускается "Женский альбом", в поддержку которого, Макаревич и Папоротники устраивают гастрольный тур по России и США. Сотрудничество с А.Макаревичем продолжается до 2000 года.
Паралельно "Папоротник" записывает альбом "Злые сказки 13" и выступает с этой программой по клубам Москвы. Саунд команды оригинален, ярок и неповторим.
В 2000году выходит следующий альбом под названием "Просто люблю". Папоротники вновь экспериментируют со звуком. В записи этого альбома принимают участие приглашенные музыканты, используется духовая секция, струнный квартет, электрогитары, и детский хор под управлением Льва Кононова. Музыка преобретает оркестровое звучание, текст и оранжировки становятся зрелыми. Программа "Просто люблю" делает Папоротников популярными. Их часто приглашают на закрытые вечеринки самого высокого уровня, и в лучшие клубы Москвы.
В том же 2000 году Дмитрия Серебряника (барабаны) сменяет Михаил Мамочкин.
2003 году - записывается анплактовый вариант инструментального альбома "Graffiti", композиции которого написаны А.Бакхаусом. Этот альбом становится новым значительным этапом в жизни коллектива. Композиции поражают богатством оттенков и красок, и создают незабываемое Парижское настроение. Вчетвером папоротнику удается добиться богатого оркестрового звучания, поэтому с начала 2002 года музыканты называют себя "Оркестр Папоротник".
В 2004 году Михаил Мамочкин (барабаны) покидает оркестр, и в составе появляется Иван Ноевич Авалиани (бешеный Вано). Та легкость с которой он влился в квартет, говорит сама за себя, да и его мастерство и манера игры соответствует представлению команды о том как должны звучать барабаны.
Не имея в команде гитары, как таковой, "Папоротник" удачно сублимирует гитарное звучание. Александр Антонов (скрипка), сменив акустический инструмент на уникальную электроскрипку работы Владимира Калашникова, эксперементирует с звуковым процессором, и отлично справляется как с гитарными рифами, так и с традиционно скрипичным звуком.
В данный момент разрабатываются две новых программы, которые отражают все грани творчества Папоротников. В новой инструментальной и песенной программах воплощается в жизнь то зрелое мировосприятие, к которому музыканты шли все эти годы.