Итальянский писатель, один из основателей футуризма. Много писал в разных жанрах.
Будучи ближайшим сподвижником Маринетти, Паоло Буцци наряду с ним стал одним из основоположников итальянского футуризма: факт, примечательный для нас, большинство из которых никогда не слышали имени Буцци и связывают футуризм исключительно с фигурой Маринетти. Их знакомство состоялось в 1905 году. В
том же году в Милане Буцци вместе с Маринетти и другими поэтами-футуристами основывают журнал «Poesia», во многом подготовивший почву для утверждения в Италии футуризма и авангардного искусства в целом: на страницах журнала провозглашалось освобождение от доминировавшей в литературе того времени кл
ассицистической традиции Кардуччи и частично Д’Аннунцио. Здесь же футуристы, в их числе и Паоло Буцци, публиковали и свои первые произведения.
В 1909 году Буцци с товарищами издают манифест итальянского футуризма. «Мы воспоем, - говорится в нем, - арсеналы и верфи, залитые могучим светом электричес
ких лун, и фабрики, привешанные к облакам на скрученных нитях своего дыма, широкогрудые паровозы, топающие по рельсам словно взнузданные трубами стальные кони, и скользящий полет аэропланов, винты которых трепещут в воздухе, как знамена или как аплодисменты восхищенной толпы» .
Однако прежде чем с
амому стать вдохновенным певцом электричества и создать один из самых известных своих стихотворных сборников «Аэропланы» (1909), Буцци проходит определенную эволюцию. Он входит в итальянскую литературную жизнь рано, в возрасте 17 лет: в 1891 году появляется его первый поэтический сборник «Пустая кол
ыбель». В этих, по сути еще ученических стихах коренного миланца заметно подражание манере Джозуэ Кардуччи – последнего итальянского поэта-классициста. Но наибольшее влияние на поэтический выбор Буцци оказала скапильятура – направление, родившееся в литературной среде Милана во второй половине ХIХ
века. Скапильятура была реакцией группы творческих людей на ситуацию, сложившуюся в Италии того времени: всеобщая разочарованность, душевная опустошенность, вызванная крушением идеалов Рисорджименто. На смену романтизму пришел пессимизм, и само название движения - «скапильятура» (что значит «содруже
ство растрепанных») - означало «растрепанность» чувств, обманутость ожиданий. Кроме того, скапильятура провозгласила неподчинение литературным авторитетам, стремление к свободе творчества и тем самым, несомненно, предварила появление футуризма.
Однако, несмотря на влияние последнего, Буцци и его п
оэзия всегда стояли несколько особняком. О том, что Буцци был личностью незаурядной, говорит тот факт, что в 1958 году, через два года после его кончины, миланские друзья и коллеги по поэтическому цеху выпустили сборник «Памяти Паоло Буцци»: в нем собраны весьма лестные отзывы и воспоминания, порой
ярко характеризующие личность этого поэта. Мысленно обращаясь к Буцци, футурист Марко Рамперти вспоминает:
«Помнишь? В тот вечер мы еще выпили шампанского. И среди брызг спуманте, в эйфории неожиданно завязавшейся дружбы, в атмосфере какого-то особого миланского братства, вдруг родилась искра брав
ады:
- Кто берет билеты во второй класс, - сказал Кальцини, - надеясь на этом сэкономить, будет всю жизнь ездить вторым классом. Так и в искусстве. Что ты на это скажешь, Джузеппе?
- Скажу, что сегодня, лишь бы куда-то прибыть, некоторые согласны и на вагон для перевозки скота. А ты что думаешь, М
арко?
- Первым, первым классом! А ты, Паоло?
Твой ответ был подобен грому, а взгляд и выражение, с которым ты ответил, остались в моем сердце:
- Я не езжу ни первым, ни вторым классом. Мое место – на локомотиве!»
Ответ Буцци говорит о сильной личности, привыкшей управлять ситуацией и твердо зна
ющей свою цель. В этом сказывается влияние социального положения, которое занимал Буцци: получив юридическое образование, он рано поступил на государственную службу и 15 лет прослужил в должности генерального секретаря администрации города Милана. Но бюрократическая деятельность не мешала ему отдава
ться творчеству, результаты которого впечатляют: 15 сборников стихов (и еще 10 – неизданных), 7 романов, 4 повести, 12 трагедий в стихах, многочисленные либретто и переводы (в том числе «Энеиды» одиннадцатисложным стихом). Среди пьес, сюжеты которых обращены к истории и посвящены выдающимся личностя
м, - «Лютер», «Генрих III», «Сервантес», «По», «Амундсен», и, что особенно интересно для нас, - трагедия «Петр Великий» в 5 актах, написанная свободным стихом. Все это абсолютно неизвестно русскому читателю, как, впрочем, и большинству итальянцев: значительная часть литературного наследия Буцци до с