Pan Sonic - наиболее активные, популярные и оригинальные представители финского минималистского техно. Конструируя студийную аппаратуру из лишних деталей и списанной аналоговой техники, Pan Sonic создают экспериментальную музыку с танцевальным уклоном, добиваясь максимально интригующего звучания при минимуме внешних эффектов.
Скромная техно-сцена Финляндии в лице этого лихого дуэта впервые получила признание на международном уровне.
Лучшее приобретение рекордингового лейбла Sahko Recordings, дуэт Panasonic, со временем переименованный в Pan Sonic, обязан своим появлением двум финским парням. Судя по всему, парням очч
чень горячим. Зовут их Мика Вайнио (Mika Vainio) и Илпо Вайсанен (Ilpo Vаisаnen). Мика Вайнио родился в финском городе Турку в 1963 году. В середине 80-х он включился в клубную жизнь города, освоил ди-джейские премудрости, играл индастриел и хип-хоп и записывал собственную музыку в составе дуэта Cor
porate 09. "В начале 80-х мы очень любили индастриал, - вспоминает сегодня Мика, - слушали Suicide, Throbbing Gristle, Einsturzende Neubauten. Со временем начали интересоваться реггей, хип-хопом, экспериментальной музыкой. Как только родился эйсид-хаус, мы попали под его влияние. Но активно включили
сь в это движение только в начале 90-х".
Его одногодка Илпо Вайсанен, чье детство прошло в Куопио, приехал в Турку учиться: он собирался стать художником. Но через год-другой, увлекшись организацией рейвов и клубных вечеринок, отодвинул живопись на второй план. Вайнио и Вайсанен познакомились в с
амом начале 90-х - оба входили тогда в творческое объединение Hyperdelic Housers, ведавшее клубной жизнью города и рискнувшее проводить первые в Финляндии рейвы, тогда еще запрещенные. В 1990 году Вайсанен принял участие в организации фестиваля Down by the Laituri, а затем включился в работу обществ
а с широким кругом интересов Ultra 3. Здесь его пути еще раз пересеклись с Вайнио, с приходом которого коллектив переименовали в Sin О (с перечеркнутым «О»: под этим символичным псевдонимом Вайнио выпускал свои сольные работы).
«Все звучит» - так переводят участники группы слово «panasonic». Иде
альное название для союза одержимых музыкой энтузиастов. В 1994 году тогда еще трио Panasonic, включавшее также Сами Сало (Sami Salo), представило своим согражданам дебютный мини-диск "Panasonic", выпущенный финской компанией Sahko. Одна из первых концертных поездок трио в Великобританию осенью 1994
года оказалась полезной во многих отношениях. В частности, выступление группы в клубе "Vox" привлекло внимание Пола Смита (Paul Smith), главы Blast First Records, экспериментального подразделения лейбла Mute. После заключения контракта с компанией Mute в начале 1995 года команда отправилась в Нью-Й
орк. Несколько клубных концертов, в том числе выступление в клубе "Knitting Factory", заметно расширили популярность Panasonic в андеграундных кругах США.
Компания Blast First выпустила все пять студийных альбомов Pan Sonic (экс-Panasonic): "Vakio" в сентябре 1995 года (еще как трио), "Kulma" (я
нварь 1997), "A" (февраль 1999), "Aaltopiiri" (январь 2001), "Kesto (234.48:4)" (май 2004).
Наиболее очевидное влияние на стилистику Pan Sonic, особенно на ранних этапах, оказал легендарный прототехно-дуэт Алана Веги (Alan Vega) и Мартина Рева (Martin Rev) Suicide (в марте 1998 года Вайнио и Вай
санену посчастливилось выступать с ними на одной сцене). Кроме уже упоминавшихся пионеров индастриела Throbbing Gristle и Einsturzende Neubauten, финских музыкантов вдохновляли французский композитор Пьер Хенри (Pierre Henry) и эксцентричный исполнитель рокабилли Хасил Адкинс (Hasil Adkins). С годам
и в саунде Pan Sonic все заметнее слышались элементы реггей и ска.
В музыке Pan Sonic в действительности больше рок-н-ролла, чем электроники в традиционном понимании. Хотя сэмплами они пользуются при каждом удобном случае. Неофициальный участник группы Джери Лехтинен (Jari Lehtinen) помогает им
конструировать собственные инструменты. В распоряжении Pan Sonic есть особенный синтезатор - большой ящик с 12 осцилляторами, которые можно подключать в любом порядке; несколько барабанных модулей; созданная собственными силами 6-метровая инфразвуковая труба. И, конечно, сэмплеры и секвенсеры в ассо
ртименте. По словам Мики, он плохо разбирается в компьютерах, его больше интересует воздействие разных частот на человеческий мозг.
Пока финские умельцы оставались достоянием Финляндии, Скандинавии и некоторых европейских стран, к названию команды претензий ни у кого не было. Но в 1998 году случ
илось то, что рано или поздно должно было произойти. Адвокаты американского филиала электронного гиганта Panasonic пригрозили музыкантам судом, если они не найдут себе более скромное название. Дуэт перекрестили в Pan Sonic, а Илпо Вайсанену пришлось распрощаться с наивной надеждой на спонсорство со
стороны знаменитого торговой марки.
Как бы ни называться, лишь бы без работы не сидеть. А с 1997 года, когда Мика Вайнио обосновался в Лондоне, скучать команде было некогда. Участникам Pan Sonic не раз приходилось писать музыку для показов авангардных модных коллекций. А параллельно они плотно з
анимались разными визуально-музыкальными проектами, сочиняли саундтреки для инсталляций в Японии, Франции, Северной Америке.
Вообще 1997 год выдался насыщенным событиями. Рan Sonic проехали с большим гастрольным туром по Европе на разогреве у готик-рокеров The Swans. Они знакомили слушателей с м
атериалом своего второго альбома "Kulma", который получил чрезвычайно высокую оценку критиков, называвших его шедевром экспериментального техно. Саунд альбома варьировался от танцевальных электро-битов до эмбиентного техно и прохладных электро-акустических пейзажей. В том же году команда приняла уча
стие в выставке скандинавского искусства в Музее современного искусства в Париже. Для этой экспозиции Мика Вайнио подготовил акустическую инсталляцию, основанную на видеоклипах Бьорк и работах британского мультимедийного артиста Джереми Деллера (Jeremy Deller).
После двухмесячных гастролей Pan S
onic по США Мика переехал в Барселону, где сформировалась небольшая колония финских техно-музыкантов. Здесь же вскоре поселился и Вайсанен. Они вернулись в Финляндию с концертами только в 1999 году, когда выпустили третий лонг-плей "А" (в Америке - "Schooldisco"). Название диска объясняется просто.
По словам участников, это та самая буква А, которая выпала из названия дуэта. "А" - альбом достаточно разноплановый, включающий как танцевальные номера, достойные озвучивать самые модные рейвы, так и монотонно-обволакивающие треки с абстрактными или, наоборот, очень выразительными музыкальными образ
ами.
Во время гастрольных поездок к двум основным участникам обычно присоединяется поющий барабанщик Рему (Remu). Из-за его устрашающего английского языка пресса Японии, где команда выступала с большим успехом, назвала группу неандертальцами рок-н-ролла. Этот эпитет они заслужили, вероятно, еще
и потому, что их музыкальный минимализм распространяется и на сценическое воплощение. Во время концертов участники Pan Sonic просто стоят на сцене за своими инструментами, освещенные голубыми софитами. Единственный визуальный эффект создается с помощью видеопроектора, придуманного одним сочувствующи
м инженером и присоединенного к осциллоскопу. Фактически это простая белая линия, которая проецируется на черный задник сцены и отображает колебания частоты и мощности звука. Под аккомпанемент этой, на самом деле, не такой уж простой белой линии Pan Sonic удалось завести многотысячную толпу на фести
вале Koneisto в родном Турку в августе 2000 года.
В Финляндии музыкантов встречают традиционно радушно. Однако Pan Sonic уверяют, что успешнее всего их живые шоу проходят в Германии и Франции, где электронная музыкальная традиция уходит корнями еще в 50-е - 60-е годы. О своих визитах в Америку ф
инны отзываются с иронией. Их принимают здесь исключительно хорошо. Практически все, что привозят сюда европейцы, получает высокую оценку, "потому что Европа - колыбель культуры".
В феврале 2001 года в Сингапуре стартовал промо-тур финского дуэта в поддержку нового лонг-плея "Aaltopiiri". Насыщен
ный перкуссией и сэмплами альбом включал 17 коротких, но от этого не менее интригующих зарисовок - "акустический вариант полярных просторов, воссозданный с помощью компьютеров и секвенсеров".
Аудиовизуальные выступления Pan Sonic, знакомившие поклонников электроники с "полярным" мироощущением, п
рошли в самых разных уголках мира. По сути в 2001 году Мика Вайнио и Илпо Вайсанен впервые рискнули провести мировое турне. После Сингапура они проехали по Северной Америке, посетили Аргентину и Мексику, выступили в Великобритании, Финляндии, Турции, Испании, Ирландии и Исландии. А незадолго до нача
ла очередных студийных сессий впервые добрались до Москвы (хотя визиты в соседний с Финляндией Санкт-Петербург наносились ими уже давно).
Масштабный тур вызвал серьезные перемены в жизни музыкантов. Из Барселоны друзья переехали в Берлин, где живут до сих пор и где в 2003 году приступили к подго
товке следующего диска, точнее - сразу четырех. Эта объемистая подборка нового материала под названием "Kesto (234.48:4)" была опубликована в 2004 году. Kesto - значит сила или длительность, а устрашающие цифры в скобках - всего лишь продолжительность звучания. На дисках, разных по стилистике и атмо
сфере, команда вспомнила все стилистические упражнения, которые предпринимала за десять лет своей карьеры. Пресса пестрила хвалебными рецензиями на альбом, но, отмечая оригинальность музыки и безупречность продюсирования, критики сомневались в том, что все это изобилие вызовет массовый интерес слуша