Одним из самых первых исследователей воздушного пространства и создателем летающих устройств в мире стал Отто Лилиенталь. Его научные труды на эту тему воспитали не одно поколение воздухоплавателей и летчиков.
Карл Вильгельм Отто Лилиенталь появился на свет 23 мая 1848 года в небольшом местечке Анклам, расположенном в Померании. Его родитель продавал ткани и был довольно состоятельным человеком для своего времени. С малых лет Отто тянуло в небо. Кроме того, он любил лепить из глины всякие фигурки, но по настоянию родителей пошел на учебу в ремесленную школу Потсдама.
В четырнадцатилетнем возрасте будущий покоритель неба совершил первый эксперимент. Он соорудил небольшие крылья и прыгнул с крыши одной из хозяйственных построек. Слава Богу, попытка взлететь в воздух обошлась несколькими синяками.
В 1866 году Лилиенталь попал на практику на завод Шварцкопфа, а чуть позже его пригласили в конструкторский отдел этого предприятия.
У Отто был родной брат, вместе с которым они занимались конструированием планеров. Некоторые из моделей неплохо парили в воздухе.
В 1870 году молодой человек окончил Королевскую ремесленную академию и ушел на службу в армию, где успел принять участие в сражениях на франко-прусской войне. После службы Лилиенталь вновь продолжил свои изыскания в области воздухоплавания.
Осенью 1881 года Отто основал в столице Германии свое предприятие, где выпускал котлы. Новое дело Лилиенталя быстро набрало обороты, и он решил открыть отдельное подразделение, которое сконцентрировалось над созданием летательных аппаратов.
Условно следующие несколько десятилетий работы исследователя можно поделить на три периода. Первый начался в 1871 году и продолжался порядка трех лет. За это время Отто экспериментировал с различного рода конструкциями, что в итоге привело к созданию крыла с немного неровной поверхностью.
Следующий этап исследований берет свое начало в 1888 году. В этот период Лилиенталь начал совершать пробные полеты, во время которых анализировал и совершенствовал свою теорию и в итоге в 1889 году его новаторские идеи были изложены в книге 'Полет птиц, как основа искусства летания'. Издание произвело огромное впечатление на пионеров мировой авиации. Его книгу внимательно изучили механики из США братья Райт, французский исследователь Фербер и российский ученый Жуковский. Но Лилиенталь не остановился на достигнутом и начал третий этап своих экспериментов. Он заключался в практическом использовании знаний, описанных в его книге. Следует отметить одну из особенностей великого исследователя полетов: каждый свой шаг в этой области он подробнейшим образом описывал в дневниках. В 1889 году Отто соорудил планер-моноплан, а через год выпустил еще один подобный аппарат. Именно они послужили для Лилиенталя первыми воздушными приспособлениями, на которых он выполнил несколько прыжков-подлетов.
В 1891 году немецкий изобретатель выпустил третий аппарат с килем, стабилизатором хвоста и общей площадью крыла 10 м2. Недалеко от Берлина Отто наконец-то удалось совершить полет на расстояние 25 метров. Именно этот момент можно считать началом новой эпохи в воздухоплавании.
Прошло немного времени и братья Лилиенталь обнаружили недалеко от Лихтенфельда удобную для стартов возвышенность, высота которой составляла порядка 15 метров. С нее можно было стартовать на летательном аппарате в разные стороны и делать посадку через 50-100 метров.
Новый аппарат был сконструирован в 1892 году. Он был выпущен с размером крыльев, которые в 2 раза превосходили предыдущие показания. В новой конструкции были в наличии вогнутые и сводчатые крылья, но летательный аппарат стал много весить за счет своего огромного размера, и при сильном ветре взлететь на нем не было никакой возможности. В итоге конструктор решил остановиться на планерах, крылья которых не превышали 7 метров.
В 1892 году братья Лилиенталь построили специальное сооружение для стартов летательных аппаратов. Именно с этой башни впервые был совершен полет на планере с площадью крыла 14 м2, который весил 20 килограммов. Интересен тот факт, что этот летательный аппарат можно было складывать. На нем Отто смог преодолеть расстояние около 200 метров.
В это же время Лилиенталь начал читать лекции, за которые платили неплохие деньги. Также братья стабильно получали доход от продажи фотоснимков и рекламы. Следует отметить, что предприятие по производству котлов все это время продолжало успешно работать и приносить прибыль.
За свою биографию Отто Лилиенталь построил 18 летательных аппаратов и совершил порядка 2000 полетов. У него появились ученики во многих странах мира. В 1896 году физик из США Вуд не только устроил фотосессию Лилиенталю во время его полета, но и попробовал снимать с воздуха во время своего планирования, после чего приобрел этот аппарат у немецкого воздухоплавателя.
В гости к изобретателю приезжали его американские коллеги Ленгли, Геринг и Пильчер, которые развивали это же направление у себя на Родине. В частности, Ленгли был первым ученым в мире, который сконструировал аэроплан. Когда Лилиенталь узнал об этом, то решил приделать мотор к парителю, чтобы увеличить расстояние полетов. С этой целью он использовал двигатель, который работал на природном газе, при этом вращая пропеллер с шестью лопастями. Но у мотора не хватило мощности, чтобы поднять такой аппарат в воздух. То же произошло и с двухцилиндровым двигателем в 2,5 силы, в котором в качестве горючего использовалась углекислота по типу принципа работы паровой машины.
Выпустив девятый летательный аппарат, Отто решил оснастить его парашютом, который представлял собой прямые эластичные рейки, встроенные в носовую часть конструкции. Если планер шел в пике, у пилота появлялась возможность обезопасить свою посадку.
Для одиннадцатого планера Лилиенталь изобрел специальный руль, управляющий аппаратом с помощью троса.
В 1895 году изобретатель перешел на выпуск бипланов. Такое решение было связано с тем, что в подобных аппаратах можно было сократить размах крыльев, при этом сохраняя их несущие свойства. В это же время Лилиенталь придумал специальные штанги, служившие для изменения кривизны крыла во время полета. Именно с этого момента в воздухоплавании появилось такое понятие, как гоширование.
3 августа 1896 года немецкий изобретатель занимался испытанием очередного аппарата – биплана, в котором можно было управлять рулем высоты. Он надел аппарат на плечи, разбежался и полетел. При этом присутствовал помощник Лилиенталя Бейли, в задачи которого входило фиксирование времени полета. Ничего не предвещало беды до тех пор, пока биплан не начал стремительно набирать высоту, а потом резко снизил скорость, на секунду повис в воздухе и начал падение с высоты около 30 метров.
Отто Лилиенталь рухнул на землю. В результате его падения у него оказался переломан третий шейный позвонок. К сожалению, спасти великого немецкого изобретателя докторам не удалось. Этот гениальный воздухоплаватель принес себя в жертву великой мечты всего человечества и навсегда занял свое заслуженное место в истории освоения неба.