Родился 2 декабря 1891 в местечке Унтерхаус близ города Гера в Саксонии. Учился живописи в дрезденской Академии художеств у Рихарда Мюллера. Во время Первой мировой войны служил добровольцем в действующей армии. Вернувшись с фронта, примкнул к дадаистам и испытал влияние Георга Гроса.
В 1920-х гг. Д. был связан с дадаизмом, экспрессионизмом и «новой вещественностью», отдал дань и анархистским нигилистическим настроениям. Преодолевая их, создал ряд остро правдивых социально-критических произведений. Несправедливость буржуазного общества пробуждала в Д. чувства неистового гнева, г
лубокого беспокойства и потрясения. В произведениях Д. 1920-х гг. жестокая точность деталей и беспощадность граничащих с карикатурой характеристик соединяются с гротескной, страшной фантастикой и трагической изломанностью форм и образов, зачастую патологически уродливых. При фашизме Д. было запрещен
о преподавать и выставлять свои произведения; многие его работы были изъяты из музеев и частично уничтожены. В 1930-х гг. Д. широко использовал символику, сюжеты и приёмы немецкой и нидерландской живописи 15—16 вв., а во 2-й половине 1940-х гг. частично вернулся к традициям экспрессионизма, работая
в свободной живописной манере. Духом непримиримого протеста проникнуты антимилитаристские произведения Д., впитавшие в себя страшный опыт обеих мировых войн, участником которых он был («Окоп», 1920—23; цикл офортов «Война», 1924; триптих «Война», 1929—32, Картинная галерея, Дрезден; фреска «Война и
мир», 1960, ратуша в Зингене). Так же страстно Д. выразил свою ненависть к буржуазии, к фашизму, к уродствам капиталистического города, своё сострадание к обездоленным, солидарность с рабочим классом («Мать с ребёнком», 1921, Картинная галерея, Дрезден; триптих «Большой город», 1927—28, Государствен
ная галерея, Штутгарт; антифашистские аллегории — «Семь смертных грехов», 1933, «Триумф смерти», 1934, «Се человек», 1949, и др.). Д. был мастером портрета, обострённо выразительного, подчас резкого по характеристике (портрет Марианны Фогельзанг, 1931, Национальная галерея, Берлин). В ГДР Д. был изб
ран член-корреспондентом Германской академии искусств (1956) и почётным членом Союза художников Германии (1966).
Работы Отто Дикса, выполненные до 1924, имеют много общих черт с рисунками последнего. Примером работы Дикса в стиле релизма может служить Портрет доктора Майера-Херманна (1926, Нью-Й
орк, Музей современного искусства). В 1927-1933 Дикс преподавал в дрезденской Академии художеств. В начале Второй мировой войны он жил с семьей в окрестностях озера Констанс. К этому времени на смену произведениям, созданным в жесткой реалистической стилистике, проникнутым социально-критическим пафо