Чем бы ни занимался Орнетт Коулман, его музыка была чересчур авангардной и новаторской. До сих пор музыкальный мир разделен на два лагеря. Одни считают Коулмана гением, который совершил революцию в музыке. Другие считают его шарлатаном и выскочкой, не уважающим академическое искусство.
Много ли есть персон, перевернувших ход истории? Даже среди творческих людей таких единицы. Творцы тоже, как и многие люди, порой действуют в рамках того, чему их научили. Но не таков Орнетт Коулман. Джазмен-новатор, саксофонист, композитор, трубач, начиная с 1950-х годов, он перевернул наши представления о музыке. Простой парень, родившийся в заштатном городке Форт-Уэрт штата Техас, Орнетт не смог получить нормальное музыкальное образование. Это и определило его революционный и новаторский подход к музыке. Ведь у него не было трепета перед гармонией, тональностями и правильным транспонированием. К четырнадцати годам он самостоятельно освоил саксофон и научился читать по нотам, а в пятнадцать лет сколотил первую группу. Его жизнь в беспросветной бедности в среде расистских шовинистов была далеко не безоблачной. Прежде чем он смог пробиться в муз
ыке, ему пришлось освоить множество самых неблаговидных профессий вроде оператора элеваторной станции. Но в 19 лет Орнетт Коулман решил изменить жизнь. Он переехал в Лос-Анджелес, где поначалу его музыкальные идеи были слишком смелыми для того, чтобы собирать публику на концерты. И все-таки в Лос-Анджелесе он нашел несколько музыкантов, которых смог увлечь своим подходом. Спустя некоторое время парнишка, которому было чуть более двадцати лет, появился на сцене модного Нью-Йоркского клуба Five Spot. Это было начало 50-х. Коулману потребовалось целых восемь лет, прежде чем он смог выпустить свой первый альбом Something Else. Было понятно, что Орнетт Коулман стал основоположником новой эры в джазе, названной «эрой фри-джаза». Тогда это был переворот в музыке, а сейчас его манеру игры воспринимают как классику джаза. Творчески плодовитый Орнетт выпу
тил 15 альбомов один за другим, и, как правило, все они воспринимались критически, даже враждебно. Это не останавливало Коулмана. Он продолжал экспериментировать с музыкой, отказываясь от таких важных составляющих музыки, как куплетность, тональность, ритмическая симметрия.
В 1963-64 году Коулман решил освоить новые инструменты, и несмотря на то, что тогда он был востребованным музыкантом, чей график концертов и записей расписан надолго вперед, забросил выступления ради того, чтобы научиться играть на трубе и скрипке. Тогда же он отказался от использования рояля в своих выступлениях, и придерживался этого правила вплоть до 1990-х годов. Проведя несколько лет в путешествиях по Африке, Орнетт обогатил свой музыкальный арсенал необычными этническими элементами и ритмическими решениями, которые использовал, начиная с 1973 года, когда создал квартет
Prime Time.
Чем бы ни занимался Орнетт Коулман, его музыка была чересчур авангардной и новаторской. До сих пор музыкальный мир разделен на два лагеря. Одни считают Коулмана гением, который совершил революцию в музыке. Другие считают его шарлатаном и выскочкой, не уважающим академическое искусство. Самому Коулману, кажется, эти стычки не интересны. Он ведет довольно затворнический образ жизни, и даже в мире джаза у него нет верных друзей или последователей. Он до сих пор записывает альбомы, участвует в фестивалях. В 2009 году он стал директором Мелтдаунского фестиваля в Лондоне, до него это почетное место занимали такие музыканты, как Дэвид Боуи, Патти Смит, Джон Пил и Ли «Скратч» Перри. В фестивале, дата которого назначена на июнь 2009 года, примут участие такие неординарные музыканты, как Моби, Йоко Оно, группа The Roots, Чарли Хэйден и другие