Английский композитор, вирджиналист и органист, живший в конце правления королевы Елизаветы I (Elizabeth I) и начале эпохи короля Якова I (James I). Он был ведущим композитором Англии (England) того времени.
Орландо Гиббонс родился в Оксфорде (Oxford). Точная дата рождения неизвестна, но крещен он был 25 декабря 1583-го. Между 1596 и 1598 годами Орландо пел в хоре Королевского колледжа в Кембридже (Choir of King's College, Cambridge), где хористами руководил его брат. Он поступил в университет в 1598 году и в 1606-м получил степень бакалавра музыки. По приказу короля Якова I Гиббонс был назначен органистом Королевской капеллы (Chapel Royal) при Сент-Джеймском дворце (St. James's Palace) и оставался им по меньшей мере с 1615 года до момента своей смерти в 1625 году. В 1623-м Гиббонс стал старшим органистом Королевской капеллы, а место младшего органиста занял композитор Томас Томкинс (Thomas Tomkins), который, между тем, был старше Орландо на 11 лет. Он также занимал должность музыканта-клавесиниста, точнее, вирджиналиста, в личном салоне принца Чарльза, будущего короля Карла I (Charles I) и органиста Вестминстерского аббатства (Westminster Abbey). Вирджиналом называли старинный клавишный струнный музыкальный инструмент, представлявший собой разновидность клавесина, но с некоторыми отличиями в конструкции. Вирджинал особенно ценили женщины, отсюда и название – в переводе с английского 'virgin' означает 'дева'.
Орландо Гиббонс скоропостижно скончался от апоплексического удара 5 июня 1625 года, в возрасте 41 года, в Кентербери (Canterbur), и его надгробный памятник был выстроен в Кентерберийском соборе (Canterbury Cathedral). Сразу же после смерти Гиббонса возникло подозрение, что он умер от чумы, широко распространенной в то время на территории Англии. Двум врачам, присутствовавшим при смерти музыканта, было приказано сделать вскрытие и написать отчет, который сохранился в Национальном архиве (The National Archives). В этом отчете доктора развеяли сомнения по поводу причины смерти Гиббонса – его тело было абсолютно чистым, без признаков заражения чумой, а вот в мозгу врачи нашли следы обильного кровоизлияния, ставшего единственной причиной его внезапной смерти.
Смерть Гиббонса, молодого, в общем-то, человека, была шоком для его коллег. Вопросы вызывала и поспешность его захоронения – почему Гиббонса похоронили в Кентербери, а не привезли тело домой в Лондон (London)? Жена композитора Элизабет (Elizabeth) пережила его чуть больше, чем на год, хотя ей было всего около 35 лет. Дети остались сиротами, и заботу о них взял на себя старший брат, Орландо Эдвард Гиббонс (Edward Gibbons), тот самый, в хоре которого Орландо когда-то пел. Из всех детей только старший сын, Кристофер Гиббонс (Christopher Gibbons), стал впоследствии музыкантом – органистом и композитором. По сей день поминальная служба по Орландо Гиббонсу ежегодно проводится в часовне Королевского колледжа в Кембридже.
Один из самых разносторонних английских композиторов своего времени, Гиббонс написал множество музыкальных произведений для клавишных инструментов, около 30 фантазий для виолы, некоторое количество мадригалов, самый известный из которых - 'Серебряный лебедь' (The Silver Swan), и несколько очень популярных многоголосных церковных гимнов. Хоровую музыку Гиббонса отличает виртуозное владение контрапунктом в сочетании с изумительным талантом к созданию мелодий. До наших дней дошли около 45 пьес Гиббонса для клавишных инструментов, большая часть их которых является полифоническими фантазиями и танцевальными пьесами.