"Орэра" - это семь юношей из Грузии, объединенных любовью к песне, семь великолепных музыкантов, которые играют на различных инструментах, танцуют и поют. И вместе с ними Нани Брегвадзе - певица редчайшего обаяния, вкуса и женственности, эстрадная артистка, имя которой хорошо известно всем, кто любит песню.
Тбилиси 1961-1980. Первый в СССР професиональный вокально-инструментальный ансамбль, руководитель - заслуженный артист Грузинской ССР Роберт Бардзимашвили.
В 1967 году, ансамбль представлял СССР на ЭКСПО-выставке в Канаде.
В зал ворвалась мелодия песни, чистая, светлая, хрустальная, как горный ручей того чудесного края, где она родилась. Разливаясь все шире, мелодия эта заполняет ваше сердце, и вы уже не слушатель, а участник чудесного праздника. Ощущение радости, праздничной приподнятости неизменно овладевает вами, когда поет "Орэра".
Что означает "Орэра"? Это идиома, непереводимый припев к песням грузинского народа, выражающий различные оттенки радости и веселья.
"Орэра" - это семь юношей из Грузии, объединенных любовью к песне, семь великолепных музыкантов, которые играют на различных инструментах, танцуют и поют. И вместе с ними Нани Брегвадзе - певица редчайшего обаяния, вкуса и женственности, эстрадная артистка, имя которой хорошо известно всем, кто любит песню.
Год рождения коллектива-1961. Его организатор и бессменный руководитель - заслуженный артист Грузинской ССР Роберт Бардзимашвили.
В Тбилисском институте иностранных языков Роберт изучал французский, но лингвистом не стал. Любовь к песне привела его на эстраду. Он организовал ансамбль, и название ему придумал тоже он. Роберт - душа коллектива, и если его спросить, каково его самое большое увлечение, - он неизменно отвечает: "Орэра" и ничего больше". Впрочем, этого же мнения все участники ансамбля.
"Прежде всего хочется рассказать о старожилах - говорит Роберт. Это Зураб Яшвили и Теймураз Давитая. Они в ансамбле со дня его основания. Оба, как и я, кончили институт иностранных языков, оба заслуженные артисты республики. Теймураз долго колебался, чему отдать предпочтение - языкам (он истинный полиглот), танцам (когда-то он учился в хореографическом училище), или футболу (он умудрился к тому же окончить футбольную школу молодежи). У Зураба Яшвили особых сомнений не было. Позднее пришел в коллектив Вахтанг Кикабидзе. Это не только одаренный эстрадный артист, но и киноактер. На международном кинофестивале в Колумбии весною 1970 года ему был присужден приз за лучшее исполнение мужской роли в фильме "Не горюй". Вахтангу Кикабидзе присвоено звание заслуженного артиста Грузинской ССР.
Уже сложившимися имеющими высшее музыкальное образование, пришли в наш коллектив заслуженная артистка Грузинской ССР Нани Брегвадзе, Теймурш Мегвинетухуцеси и Гено Надирашвили. Недавно работает в коллективе и Александр Манджгаладзе. По профессии он инженер, еще в юности играл в студенческих оркестрах. И это увлечение юности сегодня стало его профессией"
Как же все это началось. "Да очень просто. Сначала был организован вокально-инструментальный квартет. Среди студенческой самодеятельности наш небольшой коллектив имел успех, и мы часто выступали по телевидению и концертах, но не думали, что когда ни будь станем профессионалами.
Однако дружба наша крепла, популярность росла, а учеба в институте подходила к концу. Что делать? И тут неожиданно приглашение Грузинской филармонии. Это было в 1961 году, который мы считаем годом своего рождения
С тех пор коллектив побывал во многих городах Советского Союза и за рубежом - на всех пяти континентах, и везде и выступления "Орэра" встречают восторженный прием публики.
Сегодня в репертуаре ансамбля более пятисот песен, которые исполняю на 22-х языках, начиная со старинных грузинских и кончая песнями народов СССР и народов мира. Все песни, как правило, исполняются в собственных аранжировках и на языке оригинала (Вот здесь пригодилось знание языков и склонность к лингвистике).
"Участники "Орэра" составляют великолепный ансамбль,-писала пресса. В их исполнении привлекают мягкость тембра, полное отсутствие форсировки при своеобразном современном звучании, умение передать настроение песни. Особенно приятно смотреть 1 выступления "Орэра" на эстраде. Они поют, играют и танцуют и каждую песню о орэровцы преподносят как маленький музыкальный спектакль, прекрасно исполненный не только вокально, но и актерски..."
Соло, дуэт, трио, квартет, квинтет... На сцене происходит своеобразная передача эстафеты пения, игры на инструментах; каждый демонстрирует свое искусство, и все что с таким заразительным весельем, так тонко, так музыкально, так непосредственно, что зрители подолгу не отпускают артистов с эстрады, настоятельно требуя повторить почти каждый номер программы!
Но все же, как распределяются "обязанности" в коллективе? Роберт Бардзимашвили играет на электрооргане и гитаре, Гено Надирашвили - на трубе и контрабасе, Зураб Яшвили - на электрооргане и гармонике, Теймураз Давитая - на гитаре, Вахтанг Кикабидзе - на ударных, Теймураз Мегвинетухуцеси - на рояле и ионике и Александр Манджгаладзе - на саксофоне и флейте.
И наконец несколько слов о репертуаре "Орэра". "В свой репертуар, - говорит Р. Бардзимашвили,-мы включаем песни всей планеты, привозим мы их обычно из своих гастрольных поездок. Если песня полюбилась слушателям, то она входит в наш репертуар. Но прежде всего мы, естественно, стремимся пропагандировать грузинское музыкальное искусство. Наши народные мелодии - основа творчества коллектива, бережно сохраняющего исполнительские традиции прошлого".
"Ансамблевое пение - продолжает эту же мысль Нани Брегвадзе,-можно сказать, у грузин в крови. И главный наш учитель - это народ, народная песня. Естественно, как коллектив эстрадный, мы внимательно следим за всем новым, что появляется на советской и зарубежной эстраде. Но не копируем, а стремимся творчески осмыслить и исполнить по-своему.
Мы работаем со многими известными грузинскими композиторами - с Ревазом Лагидзе, Георгием Цабадзе, Важей Азарашвили, Отаром Тевдорадзе, но не только с нашими национальными авторами; большая дружба связывает нас, например, с Григорием Пономаренко. Его песни "Топопя", "Ивушка", "А где мне взять такую песню", "Не жалею, не зову, не плачу" постоянно звучат в нашем репертуаре".