Orbital – один из тех довольно немногочисленных электронных коллективов, что сумели «оторваться от танцпола» и преодолеть приоритет хит-синглов, став (хотя и не сразу) группой альбомной и концертной – прерогатива, до сих пор остающаяся за рокерами.
Команда выпустила серию сильных альбомов, сказав свое веское слово в таком направлении «электроники», как эмбиент-техно. Группа Orbital – это два брата: Фил Хартнолл (Phil Hartnoll, род. 9.01.1964) и Пол Хартнолл (Paul Hartnoll, 19.05.1968). Родились и выросли в Кенте, воспитывались на пост-панке и "новой волне" рубежа 70-80-х. Они начали записываться вместе в 1987 году, имея под рукой лишь четырехдорожечный магнитофон, синтезатор и драм-машину. В 1989 их первая вещь «Chime» вышла на лейбле Jazzy M, а на следующий год с ребятами подписал контракт лейбл FFRR, окрестив их союз Orbital в честь скоростной кольцевой лондонской трассы. В марте 1990 сингл достиг №17 в британских чартах и братьев пригласили в ТВ-шоу «Top of the Pops». Первый LP, одноименный названию группы, вышел в сентябре 1991 и, по законам того времени, был как бы собран из отдельных «кубиков» - техно-композиций. В 1992 году в чартах засветились два ЕР – «Mutations» (ремиксовая работа, выполненная совместно с другими музыкантами, Моби в том числе) и «Radiccio». Второй полнометражный альбом (1992) тоже не имел названия, но получил определение «коричневый» по цвету обложки альбома. Этому альбому суждено было произвести настоящий переворот в электронной музыке. Теплое, интеллигентное техно было явно тронуто печатью воздействия эмбиента, с одной стороны, и матиматически-точного электро a la Kraftwerk, с другой. Блестяще «оркестрованная» работа заставляла вслушиваться в перипетии музыкальной драматургии, но, вместе с тем, оставляла все шансы желающим просто потанцевать. Фил и Пол отправились в первое американское турне (с Моби и Aphex Twin), сделав с этой поры концертные выступления главным аспектом своего музицирования и доказав американцам, что для полного «улета» на рейве совершенно необязательно принимать наркотики. Концерты Orbital сопровождались впечатляющим лайт-шоу (заствалявшими вспомнить Жана-Мишеля Жарра) и импровизацией. В 1994 году группа выступила на Вудстоке и на фестивале в Гластонбёри. В августе того же 1994 года увидел свет их первый «поименованный» LP - «Snivilization», работа очень зрелая, разнообразная, ознаменованная великолепными смешением стилей. В ней братья не постеснялись затронуть социально-политические проблемы, в частности, так называемый Criminal Justice Bill, дававший полиции право разгонять рэйвы при подозрении на употреблении наркотиков. И вновь группа активно гастролировала, появляясь все больше в «нормальных» концертных залах (включая Royal Albert Hall), нежели на танцполах. Новый альбом «In Sides» вышел в 1996 и опять получился злободневно-концептуальным: на сей раз Orbital поднимали проблемы экологии и разрушения естественных ресурсов. Этот великолепный альбом вновь получил восторженные рецензии не только от экспертов по электронной музыке, но и от рок-критиков. Свои заслуги братья Хартнеллы подтвердили диском «In The Middle Of Nowhere» – альбомом поистине космическим, необычайно красочным, развертывающим перед слушательским взором широчайшую звуковую панораму. Несмотря на то, что признаки техно в нем, как и прежде, сохранялись, Orbital творили музыку прежде всего для слушания, интеллигентную, фантазийную, захватывающую. Танцевально-ориентированный "Altogether" вышел в 2001 году.
Orbital (1991)
Orbital 2 (1992)
Snivilisation (1994)
In Sides (1996)
Middle of Nowhere (1999)
Altogether (2001)