Оливер Стоун – режиссер разноплановый. За свою карьеру он успел поставить множество разных картин: от комедий, до криминальных триллеров. Но все же, Стоун стал известен благодаря фильмам с острой сатирой на современное общество и политику Соединенных Штатов. Однако это не отвернуло от него американское киносообщество, подтверждением чего является внушительное количество кинопремий.
Оливер Стоун появился на свет в Нью-Йорке 15 сентября 1946 года. Мать Оливера была католичкой, а отец – евреем, поэтому в качестве компромисса его воспитывали в духе евангелизма. Стоун закончил колледж в Пенсильвании, а затем вернулся в родной город и поступил в Йельский Университет.
В университете Оливер проучился меньше года. Бросив все, он отправился во Вьетнам, чтобы поработать учителем английского языка. Через год Стоун вернулся в США, а затем жил в Мексике, пока в 1967 году вновь не отправился во Вьетнам, теперь уже в качестве солдата. На войне он был дважды ранен, за что получил несколько боевых наград. Вернувшись в Нью-Йорк, Стоун поступил в киношколу, где обучался у Мартина Скорсезе.
Кинодебютом Оливера Стоуна можно считать короткометражную ленту 'Последний год во Вьетнаме' (1971). В 70-е годы молодой режиссер практически ничего не снимал, занимаясь, в основном, написанием сценариев к фильмам с низкой художественно
й ценностью. Однако попадались и вполне приличные работы. Так, в 1979 году никому не известный Стоун получил 'Оскар' за сценарий к фильму 'Полуночный экспресс', поставленный Аланом Паркером.
Первой полнометражной работой Оливера Стоуна стала картина 'Сальвадор' (1986), рассказывающая о жестоком терроре 'контрас' в южноамериканской стране, который финансировала администрация Рейгана. Этот фильм был первым в серии политических фильмов режиссера, взгляды которого после войны во Вьетнаме эволюционировали от умеренно-правых до левых.
Оливер Стоун получил известность и успех после выхода 'вьетнамской трилогии', в которой нашел отражение личный военный опыт режиссера. Самым известным фильмом трилогии стал 'Взвод' (1986), рассказывающий о военных действиях во Вьетнаме в 1967-1968 годах. Картина получила четыре премии 'Оскар' и 'Серебряный медведь' Берлинского фестиваля. 'Взвод' стал культовым фильмом и неоднократно призна
ался одним из лучших военных фильмов.
В 1991 году вышла музыкальная картина 'Дорз' о легендарном рок-музыканте 60-х Джиме Моррисоне и смелый детектив 'Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе'. Фильм, пересматривающий выводы комиссии относительно убийства Кеннеди, вызвал сильный ажиотаж и споры в американском обществе.
В 1994 году Оливер Стоун поставил свой самый скандальный и противоречивый фильм 'Прирожденные убийцы', рассказывающий о серийных убийцах Микки и Мэллори Нокс. Идея и сценарий картины принадлежали Квентину Тарантино, однако Стоун до такой степени его переделал, что Тарантино отрекся от сценария. Этот галлюциногенный триллер стал знаменитым благодаря множеству сцен насилия, пародированию СМИ, необычным визуальным приемам, а также скандалам, связанным с возникновением 'последователей' – людей, совершивших преступление, посмотрев этот фильм. На Венецианском фестивале Стоун был удостоен специального приза, а исполнительница главной ро
и Джульетт Льюис получила награду как лучшая актриса.
Оливер Стоун известен также своими картинами о президентах США. Помимо фильма о Джоне Кеннеди, он снял фильмы 'Никсон' (1995) и 'Буш-младший' (2006). Большую известность получили и документальные работы режиссера о левых лидерах ряда стран, критикуемых в американских СМИ. Среди них ленты 'Команданте' (2003) и 'В поисках Фиделя' (2004) о Фиделе Кастро, а также 'К югу от границы' (2009), сделанная в форме интервью с правителями южно-американских стран.
Оливер Стоун не скрывает своих левых взглядов и придерживается буддизма. Режиссер был трижды женат и имеет троих детей. В настоящее время он состоит в браке с Сун-чжун Юнг, от которой у него есть дочь Тара. От второй жены у него двое сыновей: Шон Кристофер и Майкл Джек. В 2013 году было объявлено о том, что Оливер Стоун займется съемками картины о Мартине Лютере Кинге, однако не достигнув взаимопонимания с продюсерами, он отверг этот проект