Оливер Келлер. Его лицо узнают только профессионалы. Он – лучший голливудский каскадер. Делал опаснейшие трюки в самых знаменитых фильмах: «Человек-паук», «Терминатор-3», «Спасатель» и многих других. А недавно Келлер побывал в Москве со своим шоу, в котором совершил прыжок с 20-метровой вышки без страховки и пролетел на автомобиле 35 метров. Специально для «Собеседника» каскадер раскрыл все секреты своей профессии.
– Оливер, трудно выживать каскадерам в Голливуде?
– Для этой киноиндустрии недостаточно быть просто хорошим каскадером, всегда есть кто-то лучше тебя. Приходится изощряться и постоянно осваивать новое.
– Получается?
– Мы живем в XXI веке, и многое из того, что раньше казалось нереальным в моей работе, сегодня делает любой начинающий. Практически все трюки, которые можно было исполнить, давно реализованы. Очень сложно выдумывать новое. Можно добавить в трюк немного огня или разбить стекло, но принципиально сложность элемента это не изменяет.
– А всегда удается исполнить трюк?
– Разные бывают ситуации. Десять лет назад у меня была сцена в одном фильме, где я должен был разогнаться на машине до 120 км/ч и перепрыгнуть через овраг, по дну которого проходила дорога. Расстояние от одного его края до другого было около 35 метров, а глубина – 12. Сцена была очень дорогой: в массовке задействованы 350 человек, несколько автомобилей внизу и вертолет с камерами. С вертолета дают команду, я начинаю разгоняться, все взрывается, и вдруг чувствую, что не смогу перепрыгнуть – машина не разгоняется так, как нужно. До обрыва двадцать метров: если не разгонюсь, то врежусь в склон оврага и умру. Пришлось резко затормозить. Второй раз – то же самое. Дальше испытывать судьбу отказался, так и не сняли сцену. Потом я долго думал над этим случаем. Я мог бы прыгнуть в овраг в тот день, но тогда разбился бы насмерть.
– Наказали вас за срыв съемки?
– Нет, они понимают, что деньги деньгами, но когда речь не идет о человеческой жизни.
– Дорого оценивается такое почти «самоубийство»?
– В США существует что-то вроде единой ставки для каскадеров – 800 долларов в день. Можно зарабатывать и больше. Например, быть не только каскадером в той или иной картине, но и постановщиком трюков. А вообще наша работа непредсказуема. Иногда можно заработать несколько тысяч за день, а потом сидеть два-три месяца без работы. Но для меня деньги не главное. Во многих картинах делал трюки вообще бесплатно, потому что это был своего рода вызов для меня.
– Переломов у вас, наверное, не сосчитать...
– Нет, кости я никогда себе не ломал. Одиннадцать лет назад, правда, обжег лицо, но не очень сильно. В основном получаю небольшие порезы или рассечения от стекол или мелких предметов.
– Престижно, наверное, дублировать какую-нибудь голливудскую кинозвезду?
– Безусловно. Хотя бы потому, что с интересным человеком можно пообщаться. Мне понравилось работать с Эштоном Катчером в картине «Спасатель». Увлекательно было драться вместо Эштона с Кевином Костнером.
– А что, Костнер без дублера был?
– Да, он принадлежит к тем редким актерам, которые сами выполняют некоторые трюки. У мужчин, как правило, очень большое самомнение, и они пытаются кое-что сделать сами. Том Круз обожает делать все трюки сам, это правда, но когда говорит, что в «Миссия невыполнима» снимался без дублера, нагло врет. Правда, в продолжении, в «Миссия невыполнима-2», он попытался выполнить самые простейшие трюки. А вот у Брюса Уиллиса есть дублер даже для сцен, где актер просто бежит! Он считает, что должен выглядеть отлично даже тогда, когда бежит.
– Вам не хочется выйти из тени?
– Абсолютно нет.