Об особенностях фестиваля "Мода и стиль в фотографии", и не только о них, с Ольгой Свибловой поговорил корреспондент "Известий" Дмитрий Смолев.
- вопрос: Чем "Мода и стиль" в принципе отличается от Фотобиеннале? Не только ведь упором на фэшн-фотографию?
- ответ: Фотобиеннале - это более масштабное событие. Фестиваль же "Мода и стиль" с самого начала имел довольно узкую направленность, о чем говорит и его название. Хотя понятие стиля гораздо шире, чем мода, поэтому здесь действительно фигурирует не только фэшн-фотография. Мы всегда показываем классику моды и стиля, поскольку тут много интересного материала - причем не только зарубежного, но и нашего. Взять хотя бы 20-30-е годы, которые у нас обычно ассоциировались с "Рабочим и колхозницей" или комиссаром в кожанке. Но в те же годы жили денди и барышни, снятые Александром Гринбергом. Многоплановость и многостильность русской жизни мы и пытаемся выявить, хотя долгое время у нас не было феномена моды как такового... Но прежде всего, конечно, речь идет о классике зарубежной.
Во-вторых, всегда присутствуют ретроспективы "живых классиков", которым иногда всего-то лет по пятьдесят-шестьдесят. Кстати, сегодня можно говорить и о наших "живых классиках" в области модной фотографии. За считанные годы произошло ее становление, появилась генерация российских художников, работающих в этом жанре. Главное - есть заказ, который востребует авторов. В-третьих, мы устраиваем алле-парад лучших журнальных проектов. Они могут быть разными, но обсуждать вопрос о том, является ли в принципе модная фотография искусством, я не хочу. Понятно, что это так. Если еще лет двадцать назад эту сферу кто-то мог числить прикладной, то сегодня сомнений нет. И последняя составная часть - тематический фокус. В этом году у нас фокусируется тема "Селебрити".
- в: Из ваших же уст часто доносится формулировка "мультимедийный комплекс актуальных искусств" - вместо "Московский дом фотографии". Вы намерены перепрофилироваться? Фотография побоку?
- о: Сегодня это и есть наше официальное название. Более того, мультимедийным комплексом мы стали почти четыре года назад, просто не все об этом знают. Он сформировался на базе МДФ естественным и логическим путем, поскольку развитие фотографии очевидно идет в сторону мультимедиа. Используется компьютер, делаются инсталляции, нередко звуковые, снимается видео. Прошло время, когда фотография воспринималась хоть в какой-то степени как документ, сейчас происходит смещение в сторону мифа. И вообще для меня фотография и раньше была частью современного искусства. Сейчас у нас три институции под одной крышей. Кроме музея и мультимедийного комплекса есть еще школа фотографии и мультимедиа. Она носит имя Александра Родченко, чем мы очень гордимся. 16 апреля там начинаются первые занятия. Я очень надеюсь, что из этой школы будут выходить не только фотографы и бильдредакторы, а в первую очередь художники. Современное искусство дает возможность заглянуть в будущее, и это единственное, что мне интересно. Поскольку настоящее - это то, где у меня ни на что нет времени.
- в: Надо полагать, одна из основных "головных болей" - это реконструкция здания МДФ на Остоженке. Эпопея длится почти два года. Просвет виден?
- о: Вы затронули проблему, от которой у меня начинается нервный тик. Реконструкция финансируется городом нормально, но движется так, как можно представить только в страшном сне. Я уж не говорю о том, что мы вынуждены были исправлять ошибки, допущенные в проекте. Но взять хотя бы то обстоятельство, что по соседству возник котлован, который заблокировал проезд к нашему зданию. Проезд открыли только неделю назад... Куча технических проблем, каждая из которых вроде бы находит какое-то объяснение, а в сумме - кошмар. Впрочем, уверена: стройка будет завершена. Вообще-то я пессимист, но в каждый конкретный момент являюсь оптимистом. Например, проект для Венецианской биеннале, который мы готовим, как раз касается представления о том, что надежда умирает последней...