Русская художница-авангардистка, писавшая в таких направлениях, как супрематизм, неопримитивизм и кубофутуризм, который пользовался особенной популярностью в русском авангарде.
Русская художница-авангардистка, писавшая в таких направлениях, как супрематизм, неопримитивизм и кубофутуризм, который пользовался особенной популярностью в русском авангарде. Считается, что картины Розановой на несколько лет предвосхитили развитие абстрактного искусства, но конец этому уникальному дарованию положила ее ранняя смерть. Ольга Розанова умерла от дифтерии в ноябре 1918 года, в голодной и холодной Москве.
Она появилась на свет в 1886 году в небольшом городке Меленки во Владимирской области. В отличие от многих других русских художников, авангардистов в том числе, она не поехала во Францию (France) или Италию (Italy), чтобы искать вдохновение в последних тенденциях западной живописи, а вместо этого поступила в 1904 году в художественную студию Константина Юона (Konstantin Yuon) в Москве и одновременно училась на курсах в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (Stroganov School of Applied Art). Таким образом, ее общий прогресс в качестве художника-авангардиста еще более примечателен.
Затем Розанова перебралась в Петербург (St. Petersburg), где посещала частную художественную школу Е. Н. Званцевой и стала в 1911 году одним из наиболее активных членов Союза молодежи, новаторского общества художников, которое организовывало и финансировало художественные выставки, публичные лекции и дискуссии.
В 1912 началась ее дружба с поэтами-футуристами Велимиром Хлебниковым (Velimir Khlebnikov) и Алексеем Кручёных (Aleksei Kruchenykh), с которым впоследствии Ольгу связывали гораздо более близкие, но неровные отношения.
С 1911 по 1915 год Розанова экспериментировала с неопримитивизмом и кубофутуризмом. Ее ранние работы испытывали сильное влияние итальянского футуризма, нежели французского кубизма. Картины Розановой этого периода – это прямые линии в сочетании с треугольниками и кругами, причем углы фигур часто обращены к центру полотна, что делает композицию сильной и драматичной.
В 1916 она вышла замуж за Крученых и присоединилась к группе русских художников-авангардистов 'Супремус' (Supremus), возглавляемой Казимиром Малевичем (Kazimir Malevich). К этому времени ее картины уходят в чистую абстракцию, а композиция строится на визуальных связях между цветами. Вместе с другими супрематистами, среди которых были Малевич, Александра Экстер (Aleksandra Ekster), Нина Генке (Nina Genke), Любовь Попова (Liubov Popova), Ксения Богуславская (Ksenia Boguslavskaya), Надежда Удальцова (Nadezhda Udaltsova), Иван Клюн (Ivan Kliun) и другие, Розанова работала в артели 'Вербовка'. Исследователи считают ее полотно 'Зеленая полоса' не менее гениальной картиной, чем 'Черный квадрат' Малевича.
В 1917-1918 годах Розанова создала серию беспредметных полотен, которые она называла цветописью.
Она умерла от дифтерии 7 ноября 1918 года. Перед смертью Розанова разработала план по реорганизации музея Строгановского училища – после революции она направила свою энергию на организацию промышленного искусства в стране, работая с ИЗО Наркомпроса и Пролеткультом. Когда врачи нашли у нее дифтерию, она расклеивала плакаты и транспаранты с лозунгами для празднования первой годовщины Октябрьской революции. Несколько недель спустя состоялась ее посмертная выставка, на которой экспонировалось около 250 картин.