О. Остроумова – народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР и премии имени А. Довженко. В 1998 году награждена орденом Почета. Она – член Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей России.
Родилась 21 сентября 1947 года в городе Бугуруслан Оренбургской области. Отец – Остроумов Михаил Алексеевич. Мать – Остроумова Наталия Ивановна. Супруг – Гафт Валентин Иосифович (1935 г. рожд.), народный артист России. Дети: Левитина Ольга Михайловна (1975 г. рожд.), Левитин Михаил Михайлович (1983 г. рожд.).
Детство Ольги прошло в Бугуруслане, в маленьком домике, недалеко от церкви, священником которой был ее дедушка, человек умный, уважительный и отзывчивый. Его сын, отец Ольги, был школьным учителем физики. Его отличали тактичность и терпение, невероятная аккуратность и добросовестность. Мать была хранителем семейных традиций, среди которых важное место занимали любовь и бережное отношение друг к другу.
В семье Остроумовых кроме Ольги еще две дочери и сын: Раиса, которая работала инженером водного транспорта, в настоящее время находится на пенсии; Людмила – предприниматель, ныне живет в Геленджике; и Георгий, который в свое время работал на Байконуре, а сейчас работает на фирме по строительству подвесных дорог.
Когда Ольга решила стать актрисой, в семье к этому отнеслись просто и естественно. Никто ее не отговаривал. Ей купили билет, напекли пирожков на дорогу и отправили в Москву, где она никого не знала.
Так в 1966 году она стала студенткой ГИТИСа имени Луначарского. Студенческие годы Остроумовой проходили в общежитии ГИТИСа на Трифоновке, где тогда, в последние годы хрущевской «оттепели», звучали чудесные песни Леонида Филатова и Владимира Качана.
Окончив институт в 1970 году, Остроумова была принята в Театр юного зрителя, где она начала работу у режиссера П. Хомского, который ранее был ее педагогом в ГИТИСе и привнес туда «воздух живого театра». Ей довелось работать в ТЮЗе с режиссером Михаилом Левитиным, который стал ее первым мужем.
По-настоящему она поняла, что такое профессия актера, что такое театр, лишь начав работать с А. Эфросом в Театре на Малой Бронной. Театральный мир Эфроса оказался генетически близким, как бы единственно возможным, естественным для нее. Так было и в «Веранде в лесу», и в «Лете и дыме».
За 30 лет работы в театре и кино Остроумова сыграла самые разные, порой прямо противоположные по содержанию роли. Ей пришлось пережить и дорогие для каждого актера звездные минуты зрительского признания и творческого триумфа. Слава обрушилась на нее в весьма юном возрасте. Роль школьницы в фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» в одночасье сделала ее любимицей миллионов зрителей. В фильме «А зори здесь тихие» она сыграла роль Жени Комельковой. Фильм стал культовым в Советском Союзе, Китае, ряде других стран. Культовой актрисой стала и Ольга Остроумова. Но самой большой своей творческой удачей в кино актриса считает роль Василисы в фильме «Василий и Василиса». Эта работа стала этапной для Остроумовой. По ее признанию, если бы не было этой роли, то не появилась бы театральная роль Анфисы из спектакля «Вдовий пароход», поставленного Генриэттой Яновской на сцене Театра имени Моссовета, которая согласилась дать Остроумовой эту роль только после того, как посмотрела «Василия и Василису».
Анфиса – одна из самых любимых театральных ролей О. Остроумовой, так же как и сам спектакль «Вдовий пароход». Здесь впервые в ее творческом опыте возникла уникальная атмосфера художественной правды, помноженной на правду общечеловеческую. Спектакль заставлял весь тысячный зрительный зал превращаться в одно сострадающее сердце.
Апогей звездности Ольги Остроумовой пришелся на пору, которую принято теперь именовать эпохой застоя. Именно тогда актриса оказывается идеалом женщины. Личность далеко не «правого» толка попадает в ведущее женское амплуа времени.
Сама актриса о своей работе отзывается в далеких от восторженности тонах. Она не считает себя звездой в голливудском смысле этого слова, поскольку он подразумевает некий раз и навсегда созданный для дальнейшей эксплуатации образ, фактически маску. Остроумова же совершенно не может участвовать в том, что уже сделано, пройдено, и старается взять роль с таким женским характером, который еще не был ею сыгран.
Главное же в работе над очередной ролью – всегда оставаться правдивой, будь то на сцене или на экране. Помимо роли Анфисы во «Вдовьем пароходе» дорогими для себя ролями на театральной сцене она считает роли Глафиры из спектакля «Волки и овцы» (Театр на Малой Бронной), Эммы из спектакля «Мадам Бовари» (Театр имени Моссовета) и Елены в спектакле «Дни Турбиных».
О. Остроумова – народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР и премии имени А. Довженко. В 1998 году награждена орденом Почета. Она – член Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей России.
Актерским идеалом для О. Остроумовой являются Эдит Пиаф и Лидия Русланова. Особенно высоко чтит режиссуру Ф. Феллини и игру Ч. Чаплина. Она любит природу, увлекается мемуарной литературой, классической музыкой.
Живет и работает в Москве.