"Жить мне грустно, а играть весело", - надписала Андровская фотографию, подаренную В.Я. Виленкину.
В жизни она была печальна и не из тех, кто побеждает в схватках, а театр - это место не для слабых людей.
Ее искусство отличали темперамент и блеск. А встречая ее на улице, можно было подумать, что Ольге Николаевне больше всего на свете нужен покой. Можно удивиться, что она со своим характером оказалась в ряду самых первых актрис страны.
Пани Конти в "Соло для часов с боем" была последней ролью одной из самых блестящих актрис, которых когда-либо знала сцена. Андровская в то время была уже очень больна, иногда ее привозили на спектакль из больницы. За кулисами сил не было, но на сцене обворожительная пани Конти творила чудеса.
Это был последний спектакль "стариков", напомнивший новому поколению о том великолепии, каким когда-то был Художественный театр. "Соло" поставил Олег Ефремов, недруги стараются это оспаривать, поскольку репетиции начинал талантливый Анатолий Васильев. Но у него со "стариками" дело не налаживалось, и в один прекрасный день они пришли к Ефремову и попросили его взять режиссерские функции на себя. Премьера была приурочена ко дню открытия декады искусства Чехословакии в Москве, это были времена, когда все эти казенные мероприятия соблюдались очень строго. Ефремов репетировал и днем, и вечером.
Андровская доставляла ему особенную радость. И она с его приходом ожила. Актриса совершенного технического мастерства, обаятельных внешних данных, отточенной формы, как писал об Андровской наш замечательный критик Павел Марков, она вышла здесь далеко за пределы того амплуа, которое было предсказано ролью. Успех она имела оглушительный. Как, впрочем, и все это явление "стариков" было радостью и счастьем для зрительного зала.
Андровскую я впервые увидел в далекой юности: во время юбилейной недели, посвященной 50-летию МХАТа, играли третий акт "Вишневого сада". Андровская вышла на сцену в роли Дуняши. Грация и лукавый юмор, капризность и очарование. Позже мне посчастливилось видеть Андровскую в ее ослепительных ролях: леди Тизл в "Школе злословия" Шеридана (тогда никому в голову не приходило переименовывать знаменитую пьесу) и миссис Чивли в "Идеальном муже" Уайльда. Роли выигрышные, блестящие, комедийные, был большой соблазн сыграть их в традициях коршевского театра - Андровская именно там начинала свою сценическую жизнь; но уже на следующий год перешла в Художественный театр, предпочитая труд под руководством Станиславского и Немировича-Данченко эффектной театральной карьере.
И обе эти роли Андровская играла как великолепный мастер МХАТа. За эксцентричностью выходок леди Тизл была видна честная и милая душа простой и умной молодой женщины. В роли миссис Чивли на сцену выходила роскошная авантюристка, пользующаяся своими ослепительными женскими чарами.
Оба образа отличали законченност
ь и совершенство. Основой искусства актрисы был смех, она была великой искусницей, мастерицей, поэтом смеха. Смеющиеся интонации, смеющиеся глаза, изменчивый характер. Ее жесты, позы, интригующие шажки отличали и леди Тизл, и миссис Чивли. Мотивы игры приобретали таинственность, прозаическая цель уходила в сторону. Элегантная, изысканная интригантка приходила из мира возбуждения и авантюр. Зритель следил за ней неотрывно.
Еще в 1930 году Андровская прославилась в знаменитом спектакле "Реклама" Уоткинс, играя Рокси Харт. То была первая современная американская пьеса на сцене МХАТа. Сатирическая легкая комедия с простым сюжетом: обворожительная Рокси Харт убивала своего любовника, ее арестовывали и сажали в тюрьму. Рокси немедленно становилась героиней дня. Скандальное убийство объявлялось как самая большая сенсация Америки. Однако вскоре становилось известно, что другая американка, некая Китти, совершила двойное убийство, да еще с ограблением, и популярность Рокси Харт меркла - репортеры, кинооператоры, зеваки покидали "потрясающую" героиню Андровской и наперегонки бежали от нее к новой сенсации.
"Андровская, - писал Вл. И. Немирович-Данченко К.С. Станиславскому, - выдвинулась в "Рекламе" очень ярко, комедия делает самые большие сборы". В роли Рокси Андровская демонстрировала свой, только ей присущий блистательный стиль.
Но высшим достижением актрисы стала Сюзанна в "Женитьбе Фигаро". Эта роль навсегда внесла ее имя в историю театра. Знаменитый спектакль Станиславского, сверкавший яркими красками стилизованных головинских декораций и костюмов, социально насыщенный, динамичный, поставленный на грани карнавального представления, был сыгран Баталовым, Шевченко, Степановой, Ливановым, Завадским, Прудкиным, Комиссаровым с редким озорством и актерским блеском. Но царила в нем Андровская, игравшая Сюзанну. Актриса безукоризненно выполняла задачи, поставленные Станиславским. Она знала, что он любил "легкую, летящую борьбу словом", и добивалась этой легкости диалога со свойственными ей изяществом и непринужденностью.
Если в комедии Андровская демонстрировала наслаждение жизнью, прирожденный юмор, умение подняться до гротеска, то в драматических ролях была неожиданна и мудра.
В годы войны она очень недолго играла Машу в "Трех сестрах", кажется, это не было большой удачей. Потом была введена в спектакль "Вишневый сад", где сыграла Раневскую. Особенно запомнилась зрите
лям тех лет ее Роз Григе из "Осеннего сада" Лилиан Хеллман. Было очевидно, что за свой женский опыт ее героиня заплатила дорогую цену.
Однако за свою долгую жизнь во МХАТе Андровская сыграла немного ролей. С годами играла все меньше. Имя было знаменито, но мало кто заботился о ее судьбе.
Своего любимого мужа, замечательного артиста МХАТа Николая Баталова, она потеряла очень рано: он умер в 1937 году в возрасте 38 лет. Личная жизнь потом так и не сложилась.
Радостью была дочь. Светлана Баталова - человек на редкость скромный, воспитанный и деликатный. Светлана Баталова была актрисой МХАТа, играла небольшие роли и сегодня чем-то неуловимо напоминает свою знаменитую мать.
"Жить мне грустно, а играть весело", - надписала Андровская фотографию, подаренную В.Я. Виленкину.
В жизни она была печальна и не из тех, кто побеждает в схватках, а театр - это место не для слабых людей.
Ее искусство отличали темперамент и блеск. А встречая ее на улице, можно было подумать, что Ольге Николаевне больше всего на свете нужен покой. Можно удивиться, что она со своим характером оказалась в ряду самых первых актрис страны.
В кино она снималась мало, но всегда блестяще. До сих пор показывают по телевидению фильм "Медведь" с Андровской и Жаровым, и смотреть его можно бесконечно.
В 1939 году она снялась в "Человеке в футляре" у того же Анненского, который увлекался экранизацией чеховских рассказов и одноактных пьес, а в годы войны - в "Юбилее". Имя ее стало известно всей стране.
Но с годами ликующие ноты ее голоса тускнели. Неудачно была сыграна Анна Андреевна в "Ревизоре", может быть, объяснение следует искать в режиссуре. Спектакль получился громоздким, хотя в нем были заняты мастера, и молодой Вячеслав Невинный остроумно и смешно играл Хлестакова.
Умерла Андровская в апреле 1975 года. Сейчас, в 1998-м, мы отмечаем сто лет со дня ее рождения. Вспоминаем живое движение ее души, изящество и ослепительное мастерство. Ее искусство было слишком одухотворенно, чтобы уместиться в рамках комедии или драмы. Все, что делала Андровская на сцене в ее лучших ролях, несло людям радость. Искрящийся смех Андровской сопровождал всю ее довольно драматичную жизнь, помогая выстоять и выдержать все, что выпадало на ее долю, потому что любимый Художественный театр был ее единственной, хотя и ненадежной, защитой.
Исходный текст: "Театральный дождь", серия "Мир искусств" No.4, 1998