Закончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1956), аспирантуру (1959).
Доктор психологических наук (1968), профессор (1971), Заслуженный профессор Московского университета (1998). Заведующий кафедрой общей психологии МГУ (с 1990 по 2001). Член Ученого совета Московского университета (с 1993г.). Член Российского психологического общества. Академик Академии гуманитарных исследований. Получатель грантов РГНФ 97-06-08195, РФФИ 94-07-19766, 97-06-80265. Награжден медалями "За доблестный труд" и "Ветеран труда".
Родился 4 апреля 1933 г. в г. Пензе, закончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1956), аспирантуру (1959).
Область интересов: общая психология.
Основные проблемы: психология мышления и речи, психология творчества, проблемы целеобразования и взаимодействия человека и компьютера, методология и история общей психологии.
Кандидатская диссертация “Роль речи в регуляции движений у детей дошкольного возраста” (1959), выполнена под руководством профессора А.Р. Лурия. Основным результатом исследования явилось выделение и описание стадий развития произвольных движений в онтогенезе.
Докторская диссертация: “Структура мыслительной деятельности” (1968). В этом исследовании разработана смысловая теория мышления: введено в психологию и рассмотрено представление об операциональных смыслах, позволяющее по-новому интерпретировать отдельные аспекты процесса творческого мышления. Проведено теоретико-экспериментальное исследование мотивационно-эмоциональной регуляции мыслительной деятельности человека; предложена теория творческой деятельности человека, выделены и изучены специфические человеческие механизмы управления поиском решения и формы отражения проблемной ситуации; разработано представление о двух стадиях в развитии высших психических функций.
В 70-80-е гг. разрабатывается проблематика целеобразования в творческой деятельности. Исследуется взаимодействие человека и компьютера и заложены основы развития нового направления - психологии компьютеризации. На этой основе сделан ряд важных выводов: сформулированы психологические принципы проектирования систем информатики; обоснована необходимость психологической оценки процесса компьютеризации и его последствий; проведен психологический анализ управленческой деятельности.
Участник прикладных работ: оценка задержек психического развития, нейропсихологические исследования в нейрохирургической клинике, психологические исследования в судебной психиатрии, психологическая экспертиза компьютерных систем, разработка психологических аспектов профессиональной подготовки в вузе и др.
Направления исследований в 90-е гг.: методология психологической науки; предмет и структура психологии, ее основные понятия и принципы, системный подход в психологии; психология и информатика; психология и философия; соотношение искусственного и человеческого интеллекта.