Почему детство Олег Табаков считает самым счастливым периодом в своей жизни? Что повлияло на его выбор стать актером? Почему между МХАТом и ГИТИСом Олег выбрал учебу во МХАТе? Какие роли стали дебютом Табакова в театре и кино? Из-за чего актер в 29 лет перенес инфаркт, и кто помог ему вернуться к нормальной жизни? Как Табаков, будучи гражданином СССР, стал выступать в европейских театрах? Почему методы обучения Олега Павловича не вызвали восторг у советской власти? Как создавалась знаменитая 'Табакерка'? Какие кинороли Табакова стали лучшими в его карьере и принесли ему огромную популярность? Чем сейчас занимается Олег Павлович, и что, по словам актера, является смыслом его жизни?
Олег Павлович Табаков появился на свет в Саратове 17 августа 1935 года, в интеллигентной семье. Его родители были врачами. Отец во время войны возглавлял санитарный поезд. Мать, стараясь хоть как-то прокормить семью, устроилась на работу в военный госпиталь на станцию Эльтон. После окончания войны родители Табакова развелись.
Олег с детства узнал, что такое бедность, и как порой бывает нелегко в жизни. Он видел и трудолюбие, и доброту, и лицемерие, и ханжество. Однако, по словам актера, несмотря на тяжелую жизнь, все его детские воспоминания светлые. Он был окружен любящими людьми. Именно те годы Табаков называет самыми счастливыми в своей жизни.
Олег с детства много читал, а в мужской школе Саратова впервые узнал, что такое театр. Это был театральный кружок 'Молодая гвардия', которым руководила Наталья Иосифовна Сухостав. Эту прекрасную женщину Табаков называет своей 'крестной матерью' в профессии актера. Именно занятия в 'Молодой
гвардии' определили будущий жизненный путь мальчика.
После окончания школы Олег, как и планировал, решил поступать в театральный и подал документы во МХАТ и ГИТИС. И по итогам вступительных экзаменов поступил сразу в два института! Недолго думая, Табаков выбрал более солидный МХАТ и попал на курс Василия Осиповича Топоркова. Здесь он считался одним из лучших учеников.
В 1956 году, на 3 курсе, Олег Табаков впервые сыграл в кино, появившись в картине 'Саша вступает в жизнь'. С этого времени он практически каждый год стал сниматься в эпизодических ролях, однако главной работой для него оставался театр. После окончания института Табаков попал в новообразованный театр 'Современник', директором которого был Олег Ефремов. Здесь и началась его карьера актера.
Театральным дебютом Олега Табакова стала роль Миши в постановке 'Вечно живые'. Затем последовали и другие роли, которые помогли Олегу по-настоящему раскрыться. По словам актера, здесь произошло его профессиона
ьное становление. Роли в постановках 'Три желания', 'Голый король', 'Всегда в продаже' имели огромный успех, а Табаков получил известность в театральных кругах.
Олег Табаков всегда был настоящим трудоголиком, человеком неугомонным, завзятым, с большими амбициями. Только окончив институт, он развернул бурную деятельность, что не могло не сказаться на его здоровье. В 29 лет актер перенес инфаркт, но смог оправиться после болезни и продолжил работу. Вернуться к нормальной жизни ему помогла семья: жена Люда и двое прекрасных детишек – сын Антон, родившийся в 1960 году, и дочь Александра, появившаяся на свет в 1966.
Несмотря на большую занятость на родине, Табаков стал выступать и в странах Западного мира. Впервые он попал в Европу в 1968 году, когда руководство пражского театра 'Чиногерны клуб' пригласило его сыграть роль Хлестакова в постановке 'Ревизор'. Грандиозный успех спектакля позволил актеру посетить другие страны: Венгрию, Г
рманию, Великобританию, Австрию, Данию. В США, на базе Гарварда, Табаков даже создал Летнюю школу им. К. Станиславского.
В 1970 году, после того, как Ефремов возглавил МХАТ, Олег Павлович стал директором 'Современника'. Решение это он принял сам и ничуть не пожалел. Табаков оказался хорошим организатором и отличным руководителем. За шесть лет его директорства 'Современник' преобразился, став одним из лучших театров страны.
Параллельно Олег Табаков занимался преподавательской деятельностью. В 1976 году на базе ГИТИСа он организовал небольшой курс из 26 человек, куда вошло много талантливой молодежи. Программа обучения Табакова сильно отличалась от общепринятой. Он разрешал ребятам читать запрещенную литературу, проводил тайные встречи с Окуджавой и Высоцким, рассказывал о многих вещах, которые в СССР были запрещены.
Вскоре эта группа молодой творческой интеллигенции стала основой знаменитой театр-студии 'Табакерка'. По словам актера, в 1977 году благодаря од
ому его знакомому ему удалось получить заброшенный угольный склад на улице Чаплыгина, 1а. Они его очистили, подремонтировали и вскоре состоялась премьера, как его назвали, 'подвала' – постановка 'С весной я вернусь к тебе'. Но…
Власти официально не зарегистрировали театр, и даже больше – намекнули Табакову и его студентам сильно не увлекаться подобной самодеятельностью. За право существования 'Табакерки' актер боролся десять лет, и только в 1986 году театр-студию официально зарегистрировали. Для Олега Павловича это была самая большая победа в его жизни.
Табаков не раз вступал в разногласия с властями СССР, но причина, по которой его не трогали, была проста – уж слишком известным, слишком харизматичным, слишком влиятельным он был. А в 70-е годы, когда Олегу Павловичу стали давать большие роли в кино, его популярность возросла еще больше. Пожалуй, все началось в 1968 году, когда Табаков сыграл Николая Ростова в масштабной экранизации романа Толстого 'Война и м
р'. А в 1973 году он исполнил роль Вальтера Шелленберга в знаменитом телефильме 'Семнадцать мгновений весны'. Успех был колоссальным…
Как актер кино Олег Табаков сыграл множество замечательных ролей. Это и Федотов в приключенческой ленте 'Транссибирский экспресс' (1977), и Людовик XIII в историческом телесериале 'Д'Артаньян и три мушкетера' (1978), и Володя в мелодраме 'Москва слезам не верит' (1979). За роль Обломова в картине 'Несколько дней из жизни И.И. Обломова' (1979) Табаков получил главный приз на кинофестивале в Оксфорде.
70-е годы стали пиком кинокарьеры Олега Павловича. В 80-е он уже снимался меньше. В эти годы стоит отметить фильмы 'Полеты во сне и наяву' (1982), 'После дождичка в четверг' (1985), 'Очи черные' (1987). Удивительно, но и в 90-х, и в 2000-х, и в наши дни киноработ у Табакова предостаточно. И это при том, что он руководит двумя театрами, играет как актер в нескольких театрах, руководит кафедрой актерского мастерства в школе-студии МХ
Т, занимается обучением студентов за границей, снимает и продюсирует фильмы.
Олег Табаков – невероятно энергичный человек. А еще публичный, поэтому к вниманию прессы привык. Но скрывать ему нечего. Все свои карьерные, семейные и любовные перипетии он открыто и честно освятил в книге 'Моя настоящая жизнь'. В том числе, и любовь к актрисе Марине Зудиной, которая с 1995 года является его законной супругой. Несмотря на то, что у Олега Павловича была семья, страсть оказалась такой сильной, что ему пришлось развестись с женой Людмилой. От Марины Зудиной у актера есть сын Павел. Также он имеет троих внуков: Полину, Никиту и Анну.
Олег Табаков – это талант, который открыт перед всеми. А главная роль, которую он играет всю жизнь – это роль Олега Табакова. Человека невероятной силы воли, настоящего победителя. В книге своих воспоминаний и размышлений актер пишет, что пребывание на сцене для него и есть настоящая жизнь. А остальное – это или подготовка к ней, или отдых