Когда атер отказывается играть у плохого режиссера неинтересную роль - это понятно. Но отказаться играть князя Болконского в "Войне и мире" у Бондарчука, да еще и с грандиозным скандалом...
Олег Стриженов родился в городе Благовещенске на Амуре в семье военного. Его отец - Александр Николаевич - воевал на фронтах гражданской войны в рядах Красной Армии, имел несколько боевых наград. В начале 20-х, волею судьбы, он полюбил жену своего непосредственного начальника Ксению (она в свое время окончила Смольный институт благородных девиц). Произошло это, можно сказать, случайно. В один из дней Ксения должна была с мужем пойти в театр. Однако муж выбраться туда так и не смог и перепоручил это дело своему подчиненному - Александру Стриженову. С того вечера и начался их роман. Длился он несколько месяцев и завершился вполне счастливо: муж Ксении оказался человеком с пониманием и, видя, что молодые действительно любят друг друга, дал свое согласие на развод. Ксения взяла с собой маленького сына Бориса и переехала жить к Александру Стриженову. В последующем у них родились еще два сына: сначала Глеб (21 июля 1925 года), а затем - Олег.
В 30-е годы семья Стриженовых перебралась в Москву. Когда началась война, Олег и Глеб вместе с матерью остались в столице, а отец и старший брат Борис ушли на фронт. В одном из боев под Сталинградом Борис погиб смертью храбрых. В то же время решил уйти добровольцем на фронт и Глеб Стриженов. Приписав себе в метрике лишних пару лет, он был признан годным к военной службе и вскоре очутился на передовой. Однако повоевать ему так и не удалось: в первом же бою он был тяжело контужен, и после лечения в госпитале его комиссовали.
Олег Стриженов в те годы учился в средней школе и был весьма одаренным учеником. По словам его друзей, он уже тогда был наделен множеством талантов: прекрасно читал стихи, прозу, рисовал. Причем последнему занятию он отдавал особенное предпочтение и в будущем мечтал стать профессиональным художником.
Между тем в 1949 году его брат надумал идти в актеры и стал усиленно склонять к этой же профессии и Олега. Тот какое-то время колебался, но поддался уговорам и подал документы в Театральное училище имени Щукина при Театре имени Вахтангова (Глеб - в Школу-студию при МХАТе). Экзамены для нашего героя прошли удачно, и он был зачислен на первый курс. На студенческой сцене О. Стриженов играл самые разные роли: Емелю в водевиле Д. Ленского "Простушка и воспитанная", Ромео в "Ромео и Джульетте", Самозванца в "Борисе Годунове", Жадова в "Доходном месте" и др.
Закончив училище в 1953 году, О. Стриженов был распределен в Таллинский театр русской драмы. Там ему сразу досталась главная роль - Незнамова в "Без вины виноватые" А. Островского. Спектакль имел большой успех у зрителей именно благодаря исполнителю главной роли - Олегу Стриженову, которого таллинские театралы тут же нарекли восходящей звездой. Вполне вероятно, что впереди нашего героя ждала счастливая театральная карьера, если бы в один из дней в дело не вмешался его величество Случай.
В 1952 году известный кинорежиссер с "Ленфильма" Александр Файнциммер (в 1949 году он выпустил в свет кассовый боевик "Константин Заслонов") решил экранизировать роман Этель Лилиан Войнич "Овод". Для роли отважного Артура ему требовался молодой и красивый актер из числа дебютантов. Чтобы найти этого актера, помощникам режиссера пришлось объездить многие учебные заведения страны и просмотреть огромное колич
ество молодых людей. Во время одной из таких поездок в Москву в Училище имени Щукина режиссер А. Тубеншляк попала на спектакль "Ромео и Джульетта", где одну из главных ролей играл наш герой - О. Стриженов. Его игра настолько понравилась режиссеру, что она тут же попросила у руководства училища дать ей фотографию этого актера, чтобы показать ее А. Файнциммеру. Но тот, повертев ее в руках, остался совершенно равнодушен к изображенному на ней красавцу. Короче, в первый раз Стриженов впечатления на режиссера не произвел.
Между тем съемки "Овода" в 1952 году так и не начались из-за каких-то производственных неурядиц. Их перенесли на следующий год. К тому времени Стриженов был уже далеко от Москвы - в Таллине, где блистал в роли Незнамова. И надо же было такому случиться, что в Таллине проездом оказался второй режиссер фильма "Овод" Николай Акимов. Естественно, он не мог пройти мимо шумной премьеры в местном драмтеатре и в один из дней посетил спектакль "Без вины виноватые". Игра Стриженова произвела на него хорошее впечатление, и он уехал в Ленинград с чувством, что, кажется, нашел актера на роль Артура.
Когда А. Файнциммер услышал, что в Таллине объявился талантливый молодой актер, он спросил его имя, "Олег Стриженов", -ответил Акимов. "Где-то я уже слышал эту фамилию", - задумчиво произнес режиссер. И тут внезапно вспомнил, что год назад фотографию человека с такой фамилией приносила ему А. Тубеншляк. Заинтригованный таким совпадением вкусов двух своих ассистентов, Файнциммер тут же распорядился вызвать молодого актера на "Ленфильм" для проб.
В Ленинград Стриженов приехал в начале 1954 года, в душе мало надеясь на то, что его утвердят на главную роль. В своем красном свитере и коричневых брюках он выглядел как мальчик и на всех участников съемочного процесса произвел грустное впечатление. Внешне в нем совершенно невозможно было разглядеть бесстрашного и несгибаемого Артура. И многие тогда посчитали, что кандидатура этого актера отсеется сама собой после первой же пробы. Тем более что другими кандидатами на эту роль были более маститые актеры, например: С. Бондарчук, Ю. Панич. Однако произошло совершенно неожиданное. Видимо, не привыкший отступать, Стриженов решил не уступать другим кандидатам роль без боя и показать все, на что он был способен как актер. На пробах он был чрезвычайно собран, от его мальчишества не осталось даже намека. А. Файнциммер был откровенно поражен игрой молодого актера и заявил, что больше никаких проб не будет. Так наш герой был утвержден на главную роль. В марте 1954 года начались съемки картины.
Успех "Овода" был ошеломляющий. Олег Стриженов стал знаменитым.
Чем еще памятен для нашего героя этот дебют в кино? Тем, что на съемках картины он полюбил исполнительницу роли Джеммы, актрису с редким именем Марианна, и вскоре женился на ней. В этом браке у них родится дочь Наталья.
Между тем блестяще сыгранная роль Овода привлекла к Стриженову внимание других советских кинорежиссеров. Так, Владимир Каплуновский в качестве своего режиссерского дебюта (до этого он работал как художник) решил экранизировать Джека Лондона. Его фильм назывался "Мексиканец", и Стриженову досталась в нем главная роль. Фильм имел хороший прием у зрителей, однако критика его откровенно ругала
Одновременно с "Мексиканцем" Стриженов в 1955 году снимался еще в одном фильме - у Григория Чухрая в "Сорок первом". Причем утверждение его на главную роль было не таким уж простым. Дело в том, что руководитель "Мосфильма" Иван Пырьев хотел, чтобы в роли Говорухи-Отрока снимался другой молодой актер - Юрий Яковлев. Однако Г. Чухрай был против этой кандидатуры и настаивал на Стриженове. В конце концов точка зрения режиссера победила, и наш герой получил еще одну роль, принесшую ему заслуженную славу.
Фильм "Сорок первый" вышел на экраны страны осенью 1956 года и имел большой успех у зрителей.
После триумфального успеха "Сорок первого" (картина была отмечена призом в Каннах) спрос на актера Олега Стриженова резко возрос. В конце 50-х он был одним из самых снимаемых актеров советского кино.
Критик Э. Лындина справедливо отмечала: "Стриженов становился кумиром, его имидж идеально вписывался в контекст ломки середины 50-х годов. Шла смена караула, хотя Стриженов никоим образом не близок социально озабоченным "шестидесятникам". Он всегда жил в искусстве сам по себе. Сила и острота реакции пробуждающегося нашего общества по-своему сварьировала близкие Стриженову мотивы. Тогда его порой называли "русским Жераром Филипом", сравнивая с французом, завоевавшим мировой экран. В этом сравнении можно отыскать некую долю истины, если вернуться к идее рыцарской. Но Стриженов все-таки не был эквивалентом французского Сида и Фанфана-Тюльпана, победительно сыгранных Жераром Филипом. И слава богу: он остался собой, с российской болезненной самоуглубленностью, нашим извечным стремлением вступить в бой, чреватый гибелью, с устремленностью к страданию как моменту высшего очищения..."
Тем временем свою первую роль современника Стриженов сыграл все в том же конце 50-х. Летом 1958 года (сразу после съемок в "Капитанской дочке") Стриженов начал сниматься у режиссера Николая Розанцева в фильме "В твоих руках жизнь". Он сыграл в нем роль капитана саперов Дудина. Картина рассказывала о том, как через пятнадцать лет после войны саперы, рискуя жизнью, разминировали склад боеприпасов, оставленный фашистами в жилом районе города. В этом же фильме одну из ролей играла и жена нашего героя Марианна Стриженова. Как писал об этой роли актера Р. Соболев, "Стриженов разбил предубеждение, что он может играть только "книжных" героев, создав душевно красивый и полнокровный образ советского офицера - нашего современника. Заметим при этом, что никаких предшественников в этом у него не было. В кино немало создано ярких и запомнившихся образов офицеров Советской Армии, но исключительно в фильмах, рассказывающих о событиях Великой Отечественной войны. В картинах же о мирных буднях армии мы видели преимущественно плохих солдат, которых перевоспитывают в солдат хороших этакие "голубые" и "розовые" офицеры-резонеры. После выхода "В твоих руках жизнь" воины Советской Армии с удовлетворением писали, что впервые они увидели в фильме правдивый и близкий им образ офицера".
В том же 1958 году в творческой карьере Стриженова могла состояться еще одна прекрасная роль. Г. Чухрай приступал к съемкам фильма "Баллада о солдате" и предполагал отдать роль Алеши Скворцова именно Стриженову. Однако судьба распорядилась по-своему, и нашему герою сыгр
ать в этом фильме так и не довелось. Но стоит ли об этом жалеть, если эта картина открыла нашему кинематографу другого замечательного актера - Владимира Ивашова.
В 60-е годы Стриженов продолжал активно сниматься в кино в ролях самого разного плана. Например, он играл персонажей классических произведений ("Дуэль", "Три сестры", современников ("Перекличка", роль космонавта), реальных исторических деятелей ("Третья молодость", роль П. И. Чайковского), вымышленных героев ("Его звали Роберт", роль робота и его создателя). Последняя роль была дебютом нашего героя в жанре комедии, и, надо отметить, дебютом удачным, фильм имел огромный успех у зрителей и был награжден призами на фестивалях в Триесте (1968) и Милане (1969).
Однако фильмов с участием Стриженова могло быть тогда значительно больше. Дело в том, что во время съемок в нескольких картинах отношения нашего героя с режиссерами внезапно портились, и роль уходила к другому исполнителю. Причины у этих конфликтов были самые разные: начиная от нарушения режима самим актером и заканчивая его чрезвычайной требовательностью к режиссерам. Так, в 1962 году Стриженов отказал самому С. Бондарчуку, когда тот предложил ему роль князя Болконского в фильме "Война и мир". Как это получилось? Послушаем самого О. Стриженова: "Я Бондарчука подвел, послал его перед самой съемкой. За что? За то, что меня никогда не пробовали! Режиссер просто обязан знать, кто ему нужен на главную роль. И уважать актера обязан. Такой великий человек, как Пырьев, не гнушался подойти к артисту и сказать: "Я знаю, ты сейчас свободен. И. нужен мне. Хочешь у меня сыграть? Придешь?" И никаких проб - такой это был художник!
Бондарчуку я решил напомнить, что мы оба артисты, друзья и на равных! Да ведь он мне год голову морочил. Предложил роль Долохова, я согласился, а он тем временем на роль Болконского пробовал всю страну, ко всеобщему удивлению, не предлагая ее только мне. А я же Лев, я же гордый! Я ждал звонка и думал: "Эх, Серега, - царствие ему небесное! - как же ты роли распределяешь? Какая из твоей жены Элен?" И когда звонок раздался: "Старик, нет Болконского", - я выдвинул Бондарчуку условия. Первое. Я слышал, говорю, что ты пробы актерские взаперти с женой смотришь и никто другой их не видит. Так вот, ты мне покажешь все пробы, все, что наснимал. А во-вторых, в моих пробах ты сам мне будешь подыгрывать. Ну а третье условие я тебе потом скажу, когда результат увижу. Договорились. Я отсмотрел все пробы, прохохотал: "Боже, бедный Толстой!" И с упоением отыграл в своих пробах. Мой Андрей не был "остолбеневшим князем", как потом о Тихонове писали.
Он был разным, живым. И когда Бондарчук это признал, тут-то я ему и объявил о своем третьем условии - у тебя как у режиссера я играть никогда не буду!
Что тут началось! Ведь газеты и журналы уже дали анонсы. Кто меня только не уговаривал! Но самое интересное продолжение эта история получила у Фурцевой. Однажды я сплю, окна зашторены, и тут звонок: "Это Фурцева!" Кокетливым тоном. А я спросонья не пойму-день или ночь. И решил, что это кто-то из девочек киношных, знаете, вокруг фильма всегда полно каких-то писюх, решил меня разыграть. И понес на нее чуть ли не на нашем фольклоре. А потом бросил трубку. Она перезванивает. Слышу, в голосе ни
зы появились: "Олег Александрович, это действительно Екатерина Алексеевна говорит"... Короче, через пару часов я был у дверей ее кабинета. По коридору туда-сюда ходит Бондарчук. Только я подумал: вот, может, мы сейчас с ним поговорим, и я его прощу, - а тут секретарша Фурцевой меня к ней на ковер вызывает. За столом - целая коллегия. От Сергея Герасимова до чиновников всяких. Ну ясно. На испуг будут брать. Но я же Лев! Никого не боюсь... И вдруг слышу из уст Фурцевой гневное: "Я не понимаю, почему вы не хотите играть любимый образ нашей молодежи?!" А я и говорю: "Екатерина Алексеевна, я окончил два учебных заведения - художественное училище и театральное. И только и слышал, что у нашей молодежи всего два любимых героя: Овод и Павка Корчагин. А вот то, что князь Андрэ стал любимым образом молодежи, я впервые от вас слышу. Но не печалюсь, ведь Овода я сыграл". Герасимов, сидевший напротив меня, просто заплясал на стуле и с хохотом выбежал из кабинета. А Фурцева многозначительно стала расспрашивать, как я живу. Попроси я тогда орден, звание, другую квартиру - уверен, дали бы. Но я ответил, что живу, мол, себе потихонечку, чего и всем желаю!"
В 1967 году Стриженов после долгого перерыва возвращается на театральную сцену. Он приходит в труппу МХАТа. Выбор этого театра был не случаен для актера: еще в 1964 году он сыграл на его сцене роль Тятина в спектакле "Егор Булычев и другие". Теперь ему предстояло сыграть Мортимера в "Марии Стюарт" Шиллера, Треплева в чеховской "Чайке" и другие роли. Приход в театр изменит и личную жизнь актера. Здесь он встретит актрису Любовь Стриженову, которая станет его второй женой, родит ему сына Александра.
В 1969 году О. Стриженову будет присвоено звание народного артиста РСФСР. А через год после этого произойдет новый всплеск зрительской любви к этому артисту. В тот год на экраны страны выйдет фильм Владимира Краснопольского и Валерия Ускова "Неподсуден", в котором наш герой сыграет главную роль - летчика Егорова. О том, как проходили съемки этой картины, рассказывают сами режиссеры.
В. Усков: "Когда мы приглашали Стриженова, у него уже был конфликт с Госкино, был даже приказ, запрещающий его снимать, - он сорвал несколько картин. Он мог плюнуть и уйти со съемок. Очень крутой человек. Потом мы его поняли. Дело не в нервном характере пьющего человека, а в том, что он страшно не любил халтуру. Как только он чувствовал режиссерскую немощь или убогость замысла, он говорил: "Jamais". И уходил. Для него было важно, чтобы ему было интересно работать. Если этого не случалось, он сразу становился скучным, грустным и грубым".
В. Краснопольский: "Однажды он устроил скандал в костюмерной из-за того, что художник по костюмам после длительного перерыва в съемках дала ему не ту рубашку, а он - профессионал, он помнит, какая у него была рубашка.
В. Усков: "Он помнит, на какой ноте закончил сцену: картина через месяц снимается, и он тут же подхватывает тот же уровень темперамента... Когда он надевал костюм летчика и выходил из костюмерной, все затихали. Он был настоящий герой-любовник. Умел любить, умел смотреть, умел слушать. Хотя начинал он, говорят, не очень складно. В массовке. Режиссер кричал: "Это кто такой белобрысый сидит в кадре? Уберите его - он кадр портит".
Нес
мотря на то что начало 70-х годов было весьма многообещающим для актера Стриженова, все-таки в целом назвать их творчески удачными можно едва ли. Его актерский потенциал так и не был раскрыт тогда по-настоящему. Из наиболее заметных работ актера в тот период назову следующие: в картине В. Дормана "Земля, до востребования" он сыграл советского разведчика Л. Маневича, в фильме В. Мотыля "Звезда пленительного счастья" - роль князя Волконского, в фильме П. Тодоровского "Последняя жертва" - роль Вадима Дульчина.
На съемках последней картины Стриженов встретил свою новую любовь - актрису Лионеллу Пырьеву (в девичестве - Скирда). Зрители старшего поколения помнят эту актрису прежде всего по фильмам "Братья Карамазовы", "Хозяин тайги" и "Опасные гастроли" (в двух последних фильмах она играла любимых женщин Владимира Высоцкого). До 1968 года она была женой И. Пырьева. Вот что рассказывает сама актриса о встрече с О. Стриженовым:
"12 ноября 1996 года у нас круглая дата - 20 лет в браке. В браке со штампом! А вообще... Начался наш роман еще в 1962-м. К слову, когда я рассказала историю наших взаимоотношений Виктории Токаревой, она воскликнула: "Этот роман я должна написать!" Но тогда, в 1962-м, мы с Олегом расстались. Потому что были молодые, горячие, ведомые страстью, романтикой, но и чувством долга. У Олега была семья, ребенок маленький. Вот и решили: раз вместе нельзя, рубить - так под корень. А через 14 лет Петр Тодоровский, пригласив сниматься, свел нас, на счастье. Однажды я приехала на озвучивание, и в студию вошел Олег. И в присутствии директора, Петра, короче, при всех, кто там был, публично, с порога сделал мне предложение. Так просто: "Выходи за меня замуж". И я немедленно согласилась". (Со своей второй женой О. Стриженов развелся в 1974 году. Любовь Стриженова затем вышла замуж за актера Владимира Земляникина.)
Творческая активность Стриженова продолжалась до середины 80-х годов. В то время он снялся в нескольких фильмах, наиболее удачными из которых были три: "Юность Петра", "В начале славных дел" и "Приступить к ликвидации". Это был последний ощутимый успех Стриженова в кино. За период 1984- 1991 годов актер снялся всего лишь в пяти фильмах, однако ни один из них не принес ему настоящего творческого удовлетворения. Так как список этих картин не столь велик, назову их все: "Господин Великий Новгород", "Мой любимый клоун", "Акция", "Оглашению не подлежит", "Снайпер".
В 1988 году О. Стриженову было присвоено звание народного артиста СССР.
На сегодняшний день актер практически перестал сниматься в кино, единственный фильм после восьми лет простоя - "Вместо меня"(2000 г.). Все свободное время Стриженов предпочитает отдавать живописи. В одном из последних своих интервью он горько резюмирует: "Я прошел по "Мосфильму": гримерный цех уничтожен, в павильоне, где я снимался, склад коробок с итальянской лапшой. Людей, составляющих гордость нашего искусства, забыли. Мне не прислали даже билета на открытие последнего кинофестиваля. Этот билет мне что - по рангу не положен? Я, конечно, могу и без билета пройти, но я хочу-под руку с женой, и сказать: "Меня пригласили". Раз такое отношение, буду продолжать писать картины маслом, а с кино - все!"
Исходный текст: кн."Секс-символы России", с.113-125