Впервые интерес к себе Олег Мавроматти привлек еще в 2000-м году; в одной из сцен картины 'Масляное пятно' он распял себя самого на кресте. Очевидно, что подобный перфоманс (а назвал его Олег 'Не верь глазам своим') не мог не вызвать у христиан определенного раздражения – и все заверения Мавроматти об отстутствии малейшего стремления оскорбить чьи-либо религиозные чувства тут помочь уже не могли.
В современной России – да и в мире в целом – существует немало художников, предпочитающих облекать свои творения в своеобразные представления-'перфомансы'; более того, зачастую сами перфомансы и представляются в качестве самостоятельных произведений искусства. Эпатажем как таковым в наше время уже никого не удивишь, так что на первый план выходят художники, способные сотворить что-либо интересное само по себе; любителям же ярких представлений приходится искать другой метод привлечения внимания. Самым удобным решением зачастую становится серьезный скандал в прессе – или, что еще лучше, преследование со стороны органов охраны правопорядка.
Впервые интерес к себе Олег Мавроматти привлек еще в 2000-м году; в одной из сцен картины 'Масляное пятно' он распял себя самого на кресте. Очевидно, что подобный перфоманс (а назвал его Олег 'Не верь глазам своим') не мог не вызвать у христиан определенного раздражения – и все заверения Мавроматти об отстутствии малейшего стремления оскорбить чьи-либо религиозные чувства тут помочь уже не могли. Ожидал ли Олег вмешательства властей, сказать трудно; так или иначе, против художника было возбуждено уголовное дело. Разумеется, вменялось ему нарушение 282-й статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации – 'Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства'.
Было ли дело инспирировано, как утверждает сам Мавроматти, 'Союзом православных хоругвеносцев', или же властей привлекла шумиха – в любом случае, расследование велось по всем правилам. После обыска в доме Олега стало ясно, что тюремный срок для Мавроматти угрозой является уже неиллюзорной – и художник решил бежать из страны. Десять лет Олег провел между Болгарией и США; долго, однако, это добровольное изгнание продолжаться не могло. В к
онце концов, у Мавроматти истек срок действия как российского паспорта, так и болгарских документов. Олега приглашали в Россию – продлить паспорт; художник, не без основания опасавшийся ареста, решил не возвращаться. Попытка получить статус беженца в Болгарии также не гарантировала успеха. Наконец, Мавроматти пришла в голову довольно необычная идея – он задумал очередной перфоманс.
Для акции 'Свой/Чужой' художник обзавелся отдельным веб-сайтом и точной копией электрического стула. Суть очередного представления была достаточно проста – любой желающий мог зарегистрироваться на сайте и выбрать, будет ли казнен Олег, или же ему оставят жизнь. Голосующие должны были прокомментировать свой выбор; желавшим крови Мавроматти приходилось дополнительно заплатить 50 евроцентов.
Голосование шло семь дней; внимание оно привлекло к себе немалое. Активнее всего, разумеется, реагировали коллеги Олега – художники и журналисты. Нашлись у Мавроматти как противники – так, Екатерина Деготь с проекта OpenSpace буквально разнесла художника в клочья в своей статье 'Письмо из Софии: кулак за дверью', – так и сторонники, вроде художников Анатолия Осмоловского и Авдея Тер-Оганьяна. Последние подвергли достаточно жесткой критике саму Деготь и отметили смелость позиции Олега – даже если бы он решил проигнорировать смертный приговор, на его репутации это отразилось бы на редкость губительно.
Сыграла ли свою роль необходимость платить за смертный приговор, или же пользователи Интернета в целом куда как гуманнее, нежели их принято обычно изображать – так или иначе, Мавроматти было решено сохранить жизнь, 3015 голосами против 1591. Собранные средства Олег пообещал потратить на благотворительные цели – предполагается, что им будет организован новый приют для кошек в Софии (Sofia).