Мы не можем освоить систему вроде Авиньонского фестиваля, где президент Франции назначает директора фестиваля и где фестиваль приносит доход городу. Сейчас, правда, Пермь пытается пойти по этому пути. В Перми, в отличие от других городов России, есть продуманная культурная политика.
Имя этого известного театрального деятеля, художественного руководителя всероссийского фестиваля «Реальный театр», члена экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска», лауреата Международной театральной премии им. Станиславского, хорошо известно в театральных кругах России. Но Лоевский не просто продюсер. Он исследователь, первопроходец, энтузиаст. Он колесит по российским театрам и везде желанный гость. Одна из ближайших его остановок – Пермь, где в октябре состоится фестиваль «Пространство режиссуры».
Фестиваль «Пространство режиссуры» возник не так давно. Сама идея создания такого фестиваля, насколько я знаю, принадлежала режиссеру Борису Мильграму.
– Действительно, года два назад нынешний министр культуры Пермского края, а в то время просто главный режиссер Пермского театра драмы Борис Мильграм придумал фестиваль «Пространство режиссуры». Он нашел название и нащупал саму идею, ему действительно нужно было некое пространство, в котором бы регулярно собирались режиссеры, в котором бы они могли говорить на своем языке. Первый фестиваль не очень получился. Потому что на нем были представлены спектакли одного режиссера, которые обсуждались сообществом коллег. На мой взгляд, идея была неправильная. Но та неудача была очень продуктивной. Она и подтолкнула меня к совершенно другой идее. Я придумал систему модераторов, селекторов. Мы вместе с Мильграмом (он – художественный руководитель «Пространства режиссуры», а я – арт-директор) выбираем четырех селекторов. Режиссера, актера, критика и продюсера. Они называют любой спектакль мира, который они считают хорошим, и мы его привозим на фестиваль. Понимая, что для того, чтобы состоялся полноценный фестиваль, одних спектаклей мало, и нужны еще какие-то формы, я придумал семинар, потом мероприятия «Словарь режиссера» и «День великого режиссера».
В этом году фестиваль проходит в рамках Года Франции в России и России во Франции.
– Поэтому в фестиваль включена большая программа французских спектаклей. Из селекторов на этом фестивале два француза. Актриса Валери Древиль, хорошо известная в нашей стране благодаря своей работе с Анатолием Васильевым. И критик Жан-Пьер Тибода. Кроме того, среди селекторов режиссер Дмитрий Черняков и продюсер Эдуард Бояков. В рамках французской программы актриса Валери Древиль представляет спектакль «Наш террор» в постановке Сильвана Крезево. Критик Жан Тибода – спектакль «Хиросима, любовь моя» Театра Види-Лозанн, постановка Кристин Летайер. А продюсер Эдуард Бояков – спектакль «Пиноккио», ко-продукция российских и французских организаций. День великого режиссера – это тоже день француза Антонена Арто. В рамках фестиваля проходит выставка «Творчество Антонена Арто, рисунки, фотографии», которую собрала Национальная библиотека Франции. Но «Пространство режиссуры-2010» не остановится только на теме Франции. В Перми представлены лучшие постановки из Израиля и Латвии, среди них «Реквием» Камерного театра Израиля в постановке Ханоха Левина и спектакль «Соня».
В нашей стране фестиваль это не коммерческая форма, как на Западе?
– Да. Мы не можем освоить систему вроде Авиньонского фестиваля, где президент Франции назначает директора фестиваля и где фестиваль приносит доход городу. Сейчас, правда, Пермь пытается пойти по этому пути. В Перми, в отличие от других городов России, есть продуманная культурная политика.
Фестивали поднимают культурный уровень нашей периферии. Стираются границы между столицей и окраинами. Не так ли?
– Да, в России происходит процесс децентрализации. И это очень позитивный процесс. Сейчас в Омске будет фестиваль «Академия», в котором примет участие «Комеди Франсез». Сейчас есть интересные люди в регионах, и они могут продуцировать правильные идеи. Даже небольшой волжский город Лысьва, где будет происходить фестиваль малых городов России, организованный Театром наций, говорит: «Нам нужна международная программа, чтобы понять, как существуют малые города Германии или Франции».
А кто дает деньги на фестивали? Есть ли у нас меценаты?
– Меценатов я не знаю. Как правило, фестивали – это совокупные бюджеты. Дает деньги СТД, Министерство культуры. Но основное – это бюджет края. Режиссеры на фестивали приезжают за счет своих театров. Люди научились скидываться деньгами, и исчезает иждивенчество – «оплатите, я приеду».