В один из дней в середине 1990-х возле цюрихского музея Кунстхаус случилось нечто необычное. Так, возле входа появился абсолютно голый мужчина, который стоял на четвереньках, рычал, лаял и отгонял от входа на выставку посетителей. Он был привязан на длинную цепь, и, несмотря на то, что в толпе то и дело звучал громкий смех, оказалось и несколько покусанных. Кто-то веселился, кто-то был в замешательстве, если не в шоке, а человек-собака тем временем исправно нес свою 'службу' - рычал и лаял, как и положено примерному цепному псу. Позднее стало известно, что эта 'собака' - российский художник-перформансист Олег Кулик, а его 'голое' появление на улице – весьма известный перформанс, с которым он объездил всю Европу.
Олег Борисович Кулик родился в 1961 году в Киеве. Учился в художественной школе, профессию получал в Киевском геологоразведочном техникуме. После учебы Олег начал работать в геологоразведочных экспедициях, с которыми побывал в Тюменской области и на Камчатке, однако позднее он радикально пересмотрел и изменил всю свою жизнь, посвятив ее искусству. Так, в конце 1980-х Кулик предпочел оставить городскую жизнь и поселился в деревне, выбрав для себя деревню Конопаты в Тверской области. Первоначально о
н собирался заниматься литературой, однако несколько встреч с творческими людьми, которые произошли прямо в провинциальной глубинке, изменили его решение. Теперь Кулик решил и даже начал заниматься изобразительным искусством.
Очень скоро он представил свои первые скульптуры, начав с бронзовых, и постепенно расширив свое творчество до плексигласа и прочих материалов.
Со временем имя Олега Кулика стало звучать все громче – его работы, а особенно перформансы в 1990-х наделали немало шуму. Несколько
скандальная слава, впрочем, никаким образом не повредила самому художнику – сегодня его знают как одного из самых эпатажных артистов, его даже называли 'главным провокатором от русского искусства'.
Известно, что Олег всегда говорил о своей любви к животным, к теме животных он много обращался и в своем творчестве, а особенно прославился он своим очень неоднозначным перформансом, где сам Олег изображал собаку. Так, он преображался в сторожевого пса, причем пса весьма агрессивного. Раздевшись дона
га, Олег прямо на улицах опускался на четвереньки и, удерживаемый лишь цепью, 'бросался' на людей. Говорить о том, насколько неоднозначно выглядели подобные перформансы, не приходится – все понятно итак, достаточно лишь представить голого человека на цепи посреди улицы. Поохраняв в образе собаки вход возле одной из московских галерей, Кулик съездил со своим необычным перформансом и в Европу, где его, так же как и в России, поняли не все.
Как бы ни было, образ был довольно сильным – голый мужчина
, агрессивный как цепной кобель, который бросается без разбору на всех. Этот перформанс длился около получаса, Олег входил в роль прекрасно – лаял, рычал, рвался на цепи, обнюхивал прохожих и даже поднимал ногу на угол дома.
Свои неоднозначные перформансы с человеком-собакой Кулик показывал в разных местах Европы несколько лет, а позднее он все же отошел от этого образа и начал другие проекты.
Олег – непременный участник крупнейших европейских выставок и биеналле, а также организатор двух арт-г
рупп под названиями 'Война' и 'Бомбилы'.
Сегодня Кулик живет и работает в Москве, в образе человека-собаки он больше не предстает, предпочитая работать в менее эпатажном стиле.
В целом у Кулика прошло не менее пятнадцати персональных выставок, последняя из которых, 'Рамы', состоялась в 2013 году в галерее Риджина в Москве. Кроме того, он становился участником множества групповых выставок, а также экспозиционных проектов и перформансов (акции и перформансы относятся в основном к 1990-м годам).