Матиуш Одорико. Первые обстоятельные сведения о странах и народах Центральной Азии начали поступать в Европу лишь в эпоху монгольских завоеваний. Эти сведения приносили купцы и католические монахи, которые по поручению папы римского отправлялись во главе дипломатических миссий в ставку монгольских ханов в Каракоруме или к императорскому двору в Пекине.
Среди них выделяется имя путешественника Матиуша Одорико (Одериха Матиусси). Он родился в 1274 году (по другим данным, на 12 лет позже) в д. Вилла-Нова близ г. Порденоне в области Фриули (ныне входит в состав итальянской провинции Удине). От этих названий произошли и другие два имени, под которыми о
н известен: Одорико Порденоне и Одорико Фриульский.
Свою миссию в качестве странствующего проповедника Матиуш начал в 1316 году или чуть позже. Он не получил образования. В какой-то мере этим, быть может, и объясняется тот факт, что он часто принимал на веру небылицы и легенды. Склонен он был и к
преувеличениям. Впрочем, и то и другое в определенной степени свойственно многим путешественникам средневековья.
Маршрут Матиуша начался от стен Константинополя. Отсюда Матиуш прошел к Трапезунду (Трабзон; северо-восток современной Турции). Миновав затем Эрзерум, Одорико попал в Тавриз (Тебриз в
Иранском Азербайджане). Отмечая выгодное положение города на большом торговом пути, он говорит, что "весь мир шлет ему товары".
Следующий пункт маршрута- город Кашан в центральной части Ирана, место, где изготовлялись удивительные по красоте изразцы, которыми до сих пор блистают самаркандские и
бухарские памятники старины. От Кашана путешественник направился на юг Ирана к Персеполю (по-гречески "город персов"). Сооруженный в V-VI веках до н. э., он известен роскошной царской резиденцией с многоколонными залами, великолепной парадной лестницей, на скульптурных рельефах которой были изображе
ны народы, покоренные Ахеменидами.
Дальнейший путь Матиуша пролегал через Багдад в Ормуз, находившийся на берегу пролива, соединяющего Персидский и Оманский заливы Аравийского моря. Ормуз был главным пунктом торговых связей стран Среднего и Ближнего Востока с Индией. Здесь Одорико обращает особое
внимание на конструкцию кораблей, отмечая, что скреплены они только бечевками. "На одном из этих судов,- говорит путешественник,- я плыл сам и не мог там найти ни кусочка железа".
Весной 1321 года Матиуш морским путем попадает в район Бомбея. Попытка францисканца развернуть здесь проповедническу
ю деятельность не увенчалась успехом. Одорико вскоре покидает эти места, взяв направление на юг, и движется вдоль Малабарского берега, известного своей торговлей перцем. Этот товар арабы вывозили отсюда в Аден. И здесь он убедился в бесполезности своей миссионерской деятельности.
Южную оконечност
ь Индостана путешественник обогнул на большом корабле, вмещавшем 700 человек. Заглянув попутно на Цейлон (Шри Ланка), он направился к крупному индийскому портовому городу Мадрасу. Одорико привлекал в Мадрас прах апостола Фомы, которому он хотел поклониться.
Из Мадраса после 50-дневного плавания М
атиуш прибыл на Большие Зондские острова. Он первым из европейцев пишет о Суматре. Суматру он миновал морским путем с восточной стороны и оказался в порту Семаранг на острове Ява. Он отметил пышную тропическую природу острова, роскошь построек местных владык.
Далее на пути монаха-путешествевнника
оказался Борнео (Калимантан), крупнейший из островов Большого Зондского архипелага. Рассказывая о нем, Одорико, в частности, подробно описывает саговую пальму, из густого сока которой приготовляют "муку" и "другую пищу". С Борнео Матиуш направляется в Индокитай, но долго там не задерживается. Снова
долгий морской переход, и вот наконец, сын Средиземноморья ступил на китайскую землю. По широкой извилистой реке Жемчужной он поднимается к Кантону (Гуанчжоу). Гость из далекой Европы, считавший Венецию образцом большого города, был поражен размерами Кантона, который, по его оценке, в три раза боль
ше Венеции. Монах наблюдает кипучую жизнь города и среди прочего отмечает: "Во всей Италии нет такого количества кораблей, сколько их в одном этом городе".
"Величайшим городом в мире" называет Матиуш Ханчжоу (Катусай). "Город имеет 100 миль в окружности,- пишет Одорико,- и насчитывает более 12 ты
сяч мостов". В те времена этот крупнейший торговый и ремесленный центр Китая славился шелками.
Одорико посетил ряд других городов Южного Китая, в том числе Нанкин. Отсюда по Великому каналу он добирается до реки Хуанхэ и прибывает в конечный пункт Своего путешествия- Пекин.
В Пекине он прожил
три года, много узнал о Китае и китайцах нового, о чем не пишет даже Марко Поло.
В обратный путь Одорико отправился через провинции Шаньси, Сычуань и Тибет. Одорико, по-видимому, посетил Лхасу (у него- Гота)- столицу Тибета, и если не был первым европейцем, побывавшим в ней, то по крайней мере пе
рвым ее описал.
Точных сведений о пути Одорико на родину нет. Предполагают, что он шел через Кабул (Афганистан), затем Хорасан (Северный Иран), Тебриз, а оттуда прежним маршрутом в Венецию. На родину он вернулся через 14,5 лет изнуренным и больным человеком.
В мае 1330 года Одорико продиктовал
в Падуе собрату-монаху рассказ о своих путевых наблюдениях и приключениях. 14 января в Удинесском монастыре он скончался. Его похоронили в монастыре, под алтарем, как святого, хотя приобщили его к лику святых значительно позже. Венецианский скульптор Филиппо де Санти изваял на могиле Одорико мрамор