Самобытная, многоликая и не поддающаяся классификации питерская клубная группа «НОМ».
Поначалу ее участники расшифровывали эту аббревиатуру как «неформальное объединение молодежи», иронически переосмысливая термин официозной социологии; позднее появились и другие трактовки этого названия) дебютировала в феврале 1987 и выросла из компании инженеров и студентов, увлекавшихся музыкой, л
итературой и театром. Ее литературные вкусы были инспирированы пестрым букетом влияний, а стиль тяготел к смешению приземленной, нарочито упрощенной лексики, гротескных образов этакого современного бестиария, поэтики абсурда и брутальности.
В оригинальный состав группы вошли: Сергей Кагадеев (p.
20 октября 1964, Рыбное Рязанской области) — вокал; Андрей Кагадеев (p. 9 июля 1961, Ленинград) — бас; Юрий Салтыков (р. 14 июня 1964, Ленинград) — вокал; Дмитрий Тихонов — клавишные; Сергей Бутузов — гитара; и Николай Родионов — барабаны, флейта.
Используя экстравагантные псевдонимы, ставшие, по
сути дела, их alter ego (Иван Турист, Хафизула Сагитдулов, Александр Ливер, Готфрид Ульрих Тузеаст и т. п.), они создали галерею странных персонажей, сошедших то ли со страниц Гофмана, то ли рассказов Мамлеева или Зощенко.
Первым осмысленным музыкальным опытом группы стала музыкально-театрализов
анная иллюстрация к рассказу Андрея Кагадеева «Протез», записанная в домашних условиях на магнитофон «Астра» в феврале 1987.
Весной 1987 они выступили на телевизионном конкурсе молодых талантов с рискованными по содержанию куплетами «Ламца-Дрица», однако получили звание лауреатов, после чего реши
ли окончательно сосредоточить усилия на музыке и вступили в альтернативное рок-объединение «Мост», а в январе 1988 стали членами рок-клуба. В том же октябре Родионова за барабанами сменил Владимир Постниченко.
Успешные выступления на фестивалях рок-клуба в 1988 и 1989, регулярные гастроли по стра
не (нередко вместе с близкими по духу «АВИА»), записанный в 1989 альбом «Брутто» (два года спустя издан на виниле ленинградской «Мелодией») сделали «НОМ» одним из наиболее своеобразных феноменов новой рок-сцены Питера. Музыкальный язык «НОМА», поначалу крайне рудиментарный, быстро эволюционировал от
частушечно-фольклорных и эстрадно-кабаретных мотивов в направлении более жесткого и цельного звучания, с интонациями пост-панка и ритм-энд-блюза.
Одними из немногих участники «НОМА» были последовательны в создании своего имиджа и соответствующей эстетики: время от времени на питерских стенах поя
влялись плакаты, рекомендовавшие, как надо вести себя на выступлениях «Королей Санкт-Петербурга» (один из их рекламных слоганов), сообщавшие какую-то необязательную (или вымышленную) информацию о них и т. п.
В 1990 группа отправилась на первые зарубежные гастроли — в Испанию и Италию, а на протяж
ении следующих пяти-шести лет исколесила почти всю Европу (за исключением разве что Скандинавии).
С уходом Сергея Бутузова звучание «НОМА» приобрело излишне механистичный характер, однако музыканты быстро нашли выход, пригласив в качестве гитариста Алексея Рахова из находившихся в неактивной фазе
«АВИА». В середине 90-х годов Тихонов, в то время более известный как Александр Ливер, начал сниматься в кино и выступал соло, а в 1995 окончательно покинул группу и поселился в Женеве (Швейцария), где женился и ныне поет в местном оперном театре. Его место на время занял Юрий Соболев из «ПАНГЕИ»,
однако долго не задержался; в следующий раз с «НОМОМ» в Европе выступал Иван Соколовский (экс-«НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ», «ЯТ-ХА», «МЯГКИЕ ЗВЕРИ»).
С возвращением «АВИА» к активной работе, «НОМ» был вынужден покинуть Рахов; их новым гитаристом в марте 1996 стал Виталий Лапин из питерской группы «МЫШИ». То
й же весной «НОМ» показал свою концептуальную программу «Во имя разума» с неожиданным для их традиций научно-фантастическим уклоном. На протяжении 90-х годов группа выпустила ряд альбомов (число которых значительно возросло после того, как она подписала контракт с «SoLyd Records») и видеофильмы «Хоз
яева СССР, или Обезьянье рыло» (1996) и «Made In Europe» (1997). 20 марта того же года «НОМ» устроил беспрецедентное празднование своего десятилетия в Петербургском цирке — со всеми атрибутами циркового представления.
Осенью 1997 «НОМ» неожиданно раскололся пополам: Андрей Кагадеев и Юрий Салтыков