Французская оперная и концертная певица-сопрано, которая добилась огромного успеха в исполнении оперы, оперетты и классического песенного репертуара на протяжении своей долгой и плодотворной карьеры, продолжавшейся более 40 лет.
Нинон Валлен, получившая при рождении имя Эжени (Eugénie), появилась на свет 8 сентября 1886 года в Монталье-Версье (Montalieu-Vercieu), коммуне в департаменте Изер (Isère) на юго-востоке Франции (France). Она провела свое детство в деревне, где работал ее отец, опытный нотариус, и училась в пансионе в Сен-Лоран-ан-Брионне (Saint-Laurent-en-Brionnais), где обратили внимание на ее музыкальные способности, и где девочка впервые пела перед публикой в возрасте 10 лет.
К 16 годам она знала, что хочет связать свою жизнь с музыкой, и в 1903 году была принята в Лионскую консерваторию (Lyon Conservatoire).
В июне 1906-го единогласным решением жюри Валлен выиграла первый приз консерватории, дала свой первый концерт и пела в городке Анноне (Annonay) для композитора и педагога Венсана д'Энди (Vincent d'Indy), который взял начинающую певицу под свое крыло и отправил ее в Париж (Paris) в начале 1907-го. Там Валлен брала уроки по лирической декламации. Интересно, что поначалу она не собиралась выступать в опере и готовилась к карьере концертной певицы.
Начало карьеры Нинон Валлен было трудным. Она не могла проявить себя, пока Габриэль Пьерне (Gabriel Pierné) не принял ее в 1909 году в знаменитый оркестр Колонна (Orchestre Colonne), и вскоре Валлен улыбну
лась удача. Клод Дебюсси (Claude Debussy) обратил внимание на талант молодой певицы и пригласил ее в качестве дублерши Розы Феар (Rose Féart), которая должна была стать первой исполнительницей 'Мученичества святого Себастьяна' (Le Martyre de Saint Sebastien). Архиепископ Парижский выступил с осуждением этого произведения, и Феар отказалась от работы за несколько часов до премьеры. В итоге, 22 мая 1911 года ее заменила Нинон Валлен – и произвела триумф! Критики даже перепутали ее с дивой, и та снова взялась за свою роль, но Дебюсси с тех пор высоко ценил Валлен и оказывал ей решительную поддержку.
В 1914-м она участвовала в парижской премьере его камерного опуса 'Три поэмы Стефана Малларме' (Trois poèmes de Stéphane Mallarmé), причем аккомпанировал ей сам композитор. Она также активно сотрудничала с другими современными композиторами, включая Альбера Русселя (Albert Roussel), Хоакина Нин-Кульмеля (Joaquín Nin-Culmell) и Рейнальдо Хана (Reynaldo Hahn); последние два аккомпанировали ей на записи собственных произведений.
Исключительная карьера Валлен началась, когда обрело полную силу ее лирическое сопрано с очень широким диапазоном, мягким и свежим тембром, абсолютной точностью и безупречным музыкальным вкусом, который никогда не позв
олял ей перейти к сентиментальности и преувеличению. Кроме того, она обладала идеальной дикцией и произношением на французском, итальянском и испанском языках. Она исполняла 45 ведущих ролей как лирическое, колоратурное, драматическое сопрано и даже меццо-сопрано.
Она впервые пела в опере, дебютировав в октябре 1911 года на сцене Опера-Комик (Opéra-Comique) с партией Микаэлы (Micaëla) в 'Кармен' (Carmen). Гюстав Шарпантье (Gustave Charpentier) доверил ей главную роль в своей 'Луизе' (Louise). За Луизой последовала Мими (Mimì) в 'Богеме' (La bohème).
Летом 1913 года Валлен вышла замуж за итальянского импресарио и начала сопровождать его в поездках за границу. С началом Первой мировой войны Опера-Комик закрылась, и Нинон с мужем отправились сначала в Испанию (Spain), а затем, в 1916-м в Южную Америку (South Ameruca), где она дебютировала в театре Колон (Teatro Colón) с партией Маргариты (Marguerite) в 'Фаусте' (Faust). Валлен возвращалась туда регулярно в течение следующих 20 лет.
Вскоре она вернулась в Париж и дебютировала в Ла Скала (La Scala) в Милане (Milan). После войны началась международная карьера Валлен, которая пела на всех крупных оперных сценах Европы (Europe), а в 1921 году выступала даже в советской России (Russia).
До американской сцены, точнее, Оперы Сан-Франциско (San Francisco), певица добралась в 1934 году.
Валлен была большой патриоткой французской оперы, но ее репертуар отличался широтой и многообразием. Она пользовалась огромной популярностью во Франции и даже снималась в кино. Она работала с большинством ведущих французских певцов своего времени, включая выдающегося тенора Жоржа Тиля (Georges Thill), с которым их голоса вместе звучали просто божественно. Правда, сама Нинон терпеть его не могла.
Годы Второй мировой войны Валлен провела в своем доме недалеко от Лиона, практически не выступая. В 1945-м она возобновила карьеру в Париже и за рубежом. После прощания с Парижской оперой (Opéra de Paris) она сделала еще два обширных тура по Австралии (Australia) в 1947-м и Новой Зеландии (New Zealand) в 1949-м.
С 1953 по 1956 год Валлен преподавала вокал в Консерватории Монтевидео (Conservatory of Montevideo). В последние годы она больше выступала с сольными концертами и оставила сцену в 1957 году в возрасте 67 лет, до конца жизни занимая место преподавателя в Лионской консерватории. Ей было 70 лет, когда она сделала свои последние записи, и ее голос все еще был в хорошем состоянии.
Нинон Валлен скончалась 22 ноября 1961 года, оставив обширную дискографию.