У Нины Ургант много "военных" ролей. И на каждой у нее болело сердце - она отдавала себя целиком, иначе не могла их сыграть. После съемок сцены получения похоронки в фильме "Я родом из детства" актриса на два месяца попала в больницу - у нее отнялись руки: "Я так волновалась, что к съемке похудела на пятнадцать килограммов. Режиссер все объяснил, я приготовилась. А когда начали снимать и я взяла похоронку - не закричала, не заплакала. Просто вдруг повернулась и пошла, ничего не видя, карабкаясь по поленнице дров, пока не провалилась куда-то и не замерла..."
Почти сорок лет она проработала в Театре драмы имени Пушкина, много снималась. Но для зрителей самой любимой ее героиней до сих пор остается медсестра Раечка из "Белорусского вокзала", одного из самых лучших фильмов о Великой Отечественной.
Сама Нина Николаевна считает, что лучшая ее роль - в фильме "Вступление" по рассказам Веры Федоровны Пановой. Но помнят актрису именно по "Белорусскому вокзалу". Этот фильм трогает людей. До сих пор, даже тех, от кого меньше всего ожидаешь: "Я однажды вечером возвращалась из театра и вдруг на улице возникли рядом двое мальчиков - здоровые, бритые, в джинсовых костюмах. Ну, думаю, мне конец: испугалась, сердце забилось. А они встали на колени и говорят: "Низко вам кланяемся за "Белорусский вокзал".
У Нины Ургант много "военных" ролей. И на каждой у нее болело сердце - она отдавала себя целиком, иначе не могла их сыграть. После съемок сцены получения похоронки в фильме "Я родом из детства" актриса на два месяца попала в больницу - у нее отнялись руки: "Я так волновалась, что к съемке похудела на пятнадцать килограммов. Режиссер все объяснил, я приготовилась. А когда начали снимать и я взяла похоронку - не закричала, не заплакала. Просто вдруг повернулась и пошла, ничего не видя, карабкаясь по поленнице дров, пока не провалилась куда-то и не замерла..."
Для Нины Николаевны тема войны - священна. Ей даже снятся военные сны, хоть она не воевала: была еще совсем девочкой. А ветераны Великой Отечественной считают ее участницей войны и в День Победы Нина Угрант получает письма и телеграммы с поздравлениями.
Нина Николаевна Ургант родилась 4 сентября 1929 года в Ленинградской области, в городе Луге. Отец Нины был военнослужащим и семья колесила по всей стране. Война застала их в латышском городе Даугавпилсе. Немцы пришли без единого выстрела: "Ехали по дороге на танках, машинах, мотоциклах, сытые, веселые, хорошо вооруженные, пели песни. А наши солдаты метались по дворам с жалкими винтовками, глаза безумные! И следом - стайка подростков, с которыми бегал и мой четырнадцатилетний брат. Он пропал тогда, и мама долго искала его среди убитых". Они осталась вчетвером - мама, Нина, младший брат Гера и грудная Галечка. От страха и неизвестности Нина бегала в церковь, становилась на холодный пол коленями и, не зная ни Бога, ни молитв, просила вернуть отца и брата. Детская молитва доходчива - вернулись и брат Володя, и отец.
После окончания школы в Даугавпилсе Нина Ургант приехала в Ленинград и подала документы сразу в политехнический и педагогический институты и заодно... в слесарную школу, но в итоге поступила... в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского (ныне - Академия театрального искусства), где ее педагогом была Татьяна Сойникова.
Окончив в 1953 году институт, Нина Ургант стала актрисой Ярославского академического театра имени Ф.Волкова, где сразу заняла место ведущей лирической героини. В 1954 году Георгий Товстоногов пригласил ее в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола, где она также играла молодых героинь, а с 1962 года Нина Ургант играет на сцене Ленинградского академического театра драмы имени А.С. Пушкина, где талантливая актриса сразу же заняла ведущее положение в труппе.
В 60-е - 70-е годы большое место в репертуаре Н.Н. Ургант занимали роли современных героинь. При всех недостатках драматургии того времени актрисе удавалось создавать интересные, запоминающиеся образы. За долгие годы работы на академической александринской сцене Нина Ургант создала целую галерею ярких женских образов как в современном, так и в классическом репертуаре. Среди ее героинь были столь разные женские типы - от ярко комедийных до глубоко лиричных: Беатриче в шекспировской комедии "Много шуму из ничего" и Раневская из "Вишневого сада" А .Чехова, Москалева в "Дядюшкином сне" по Ф. Достоевскому и Простакова в "Недоросле" Д. Фонвизина.
В кино Нина Ургант начала сниматься с 1954 года, дебютировав ролью Олечки в фильме Александра Ивановского и Надежды Кошеверовой "Укротительница тигров". Н.Н. Ургант сыграла множество ролей в кино и на телевидении. Признание и успех у многомиллионной зрительской аудитории пришли к актрисе после выхода на экран фильма "Белорусский вокзал. И до сих пор на многочисленных творческих встречах с актрисой зрители неизменно просят исполнить песню из этого фильма, ставшую символом военного поколения.
Сейчас Н.Н. Ургант не снимается - нет в кино достойных ролей для заслуженных немолодых актрис. Хотя как-то Нине Николаевне предложили за хорошие деньги сыграть пожилую княгиню из "бывших", которая живет на свалке и совращает мальчиков. Актриса пришла в ужас: "Я сыграла в жизни много ролей, но таких не играла и играть не буду. Иначе что скажут фронтовики, которые меня по "Белорусскому вокзалу" помнят, как я им в глаза посмотрю?" Так что живет Нина Ургант небогато, а с ней - четыре кошки, которых она подобрала на улице и выходила. Сейчас уже нет ни ее близких, ни товарищей по экрану - из "пятерки" в "Белорусском вокзале" в живых осталась только Нина Николаевна. Но она не унывает: "В жизни столько хорошего!"
А когда живы были В. Высоцкий, А. Миронов, в доме у Ургант собиралось человек 20 - 30. Бурное было время: На съемках Нине Ургант ей обязательно надо было кем-то увлечься, иначе роль не получалась. А потому влюблялась часто и самоотверженно, большей частью, платонически, но все равно жила под сильным впечатлением. Когда влюбленность проходила, расставалась безболезненно, без надрыва. Замуж "официально" выходила три раза, и все три мужа - актеры. А сын у Нины Николаевны один - Андрей Ургант, шоумен. Из-за огромной загруженности работой, Нина Ургант не могла уделять много внимания сыну - он ходил в детский садик, два года провел в интернате, потому что мама была занята сразу в нескольких картинах. Так что рос Андрей по-советски. По словам матери: "Воспитали его идеально. Андрей - человек очень добрый, широкий, абсолютно бескомпромиссный. Потому и маялся долго, поменял много театров: нигде ужиться не мог, любому мог в лицо сказать все. В конце концов "остановился" на нашем Театре музыкальной комедии: Андрюша прекрасно поет. С сыном мы каждый день перезваниваемся - мы же волнуемся друг за друга. Он меня опекает, дарит вещи, которые сама себе позволить не могу. То для дома что-нибудь притащит, то кофточку какую-нибудь. А как-то раз принес юбочку-"мини". Я ему: "Сынуленька, ты забываешь, что мне уже энное количество лет!" А он: "Мама, ты для меня молодая!" Что ж удивляться, что на сцене я до сих пор играю "про любовь", хотя у самой - уже внуки взрослые".
Внуков у Нины Николаевны двое: Ивану - двадцать два, он окончил театральный институт, работает на телевидении, радио, пишет музыку, поет песни; Маше - семнадцать, она живет и учится в Голландии.
Н.Н. Ургант не считает свою нынешнюю жизнь скучной - она работает в театре, занимается домашним хозяйством. "Бывает, жалуюсь иногда, что не хватает денег, чтобы жить достойно. И такая злость берет! А потом думаю: "А, ничего!" Я - оптимистка по натуре. Утром встаю, вроде ничего не болит, да еще солнышко светит. И говорю: "Спасибо, Господи, за новый день, который ты мне подарил!"