Испытала 39 типов самолётов и 240 систем. Налетала 5000 часов, произвела 10 000 посадок. Награждена многими орденами и медалями.
Летчик - истребитель, заслуженный летчик - испытатель СССР ( 1959 год, первая среди женщин ), Полковник. Родилась 25 Января 1915 года. Служила в 27-м ИАП, была штурманом полка. 28 Июля 1940 года вместе с М. П. Нестеренко и М. Г. Михалёвой совершила дальний перелёт на самолёте ЦКБ-30 "Украина" из Хабаровска в деревню Исаково Кировской области ( около 7000 км ). С Августа 1940 года работала испытателем в ГК НИИ ВВС.
Участница Великой Отечественной войны. Затем снова была на испытательной работе. Испытала 39 типов самолётов и 240 систем. Налетала 5000 часов, произвела 10 000 посадок. Награждена многими орденами и медалями. Умерла 12 Ноября 1997 года.
* * *
Имя этой женщины - лётчицы, не столь широко известное любителям авиации, хорошо знают все лётчики - испытатели. Родилась она в семье аэродромного служащего, вышла замуж за лётчика - испытателя, обе её сестры стали боевыми лётчицами. Забегая вперёд, скажем, что авиационную профессию продолжат и её потомки.
В НИИ ВВС штурман одного из авиационных полков Старший лейтенант Русакова получила назначение на следующий день после гибели Валерия Чкалова, 16 Декабря 1938 года. Начальник института Генерал - Майор авиации А. И. Филин тепло встретил молодую лётчицу.
В разговоре с ней он пытался понять, что она за человек ? Штурман полка - это довольно высокая должность для молодого лётчика, прослужившего в строевой части всего 3 года. Не случайна ли такая карьера ? На этот вопрос и пытался ответить Александр Иванович, беседуя с Русаковой. И вскоре убедился, что не случайна. К тому времени она уже в совершенстве владела самолётами: И-5, ДИ-6, УТ-1 и И-16.
Когда Русакова только была зачислена в штат института, у лётчиков - истребителей наблюдался некоторый шок: как это так ? Женщина - испытатель !.. Но все их сомнения развеялись после первого же показательного воздушного боя.
Противником Русаковой назначили опытного лётчика Леонида Курашова. Весть о необычном воздушном бое за считанные минуты разнеслась по служебным комнатам, ангарам и мастерским. Трескучий мороз не стал ему помехой. У лётного поля в ожидании небывалого зрелища собрались сотни любопытных. Все были уверены в исходе боя: конечно же, Курашов победит ! А как же иначе ?.. Но получилось именно "иначе".
Над лётным полем стоял гул. Было видно, как Русакова "расстреливала" прижавшегося к земле "противника". Пытаясь уйти из - под атаки, Курашов резко, на максимальных перегрузках взмыл вверх и перешёл на вертикальный маневр. Набрав высоту, он решил осмотреться: "противника" терять из поля зрения нельзя ! Но... "он исчез в сиянье голубого дня". В это время Нина, как привязанная, висела точно в хвосте самолёта Курашова и опять прочно держала его в перекрестье прицела...
В этом бою Курашов был "сбит" трижды. А это "трижды" исключало всякие суждения о случайности победы Старшего лейтенанта Русаковой. Этот факт нисколько не умаляет достоинств Леонида Курашова - видного лётчика - испытателя, прекрасного воздушного бойца, чьи грозные атаки не раз испытают немецкие пилоты во время Великой Отечественной войны. Но тем блистательнее была "визитная карточка" Нины Русаковой !
К началу войны Нина Русакова была уже видным испытателем, в авиационных кругах пользовалась большим уважением. Ещё в начале 1940 года её фамилия прозвучала на всю страну. Связано это было с одним из перелётов женского экипажа.
В 1939 году было принято решение об организации очередного женского дальнего перелёта в целях побития мирового рекорда, установленного в Сентябре 1938 года экипажем Валентины Гризодубовой. Был сформирован экипаж. Его командиром назначили Марию Нестеренко. Ту самую Нестеренко, которую на третий день войны прямо на аэродроме арестуют как жену "врага народа" и 28 Октября этого же года расстреляют вместе с мужем - Героем Советского Союза Генерал - Лейтенантом авиации Павлом Васильевичем Рычаговым. Вторым пилотом стала Мария Михалёва, командир звена одного из украинских авиаполков, Нина Русакова стала штурманом.
Тренировочные полёты выполнялись на самолётах ТБ-3 и АНТ-25, а с весны 1940 года - на рекордном варианте серийного дальнего бомбардировщика ДБ-3, специально подготовленного для этого перелёта. Полёты были и дневные, и ночные, и в облаках, и за облаками. Их продолжительность с каждым разом наращивалась: 8 часов, 12... 21... 29...
К сожалению, рекорд не состоялся. Экипажу предстояло взлететь в Хабаровске и пересечь нашу страну до западных её границ. Посадка планировалась в районе Львова. Сначала всё шло хорошо, если не считать, что почти вся азиатская часть маршрута была пройдена при сильном встречном ветре. Но когда позади осталось 22 часа пути, полёт пришлось прервать. Экипажу удалось дойти только до Волги, до района Горького, а здесь непреодолимой стеной встал мощный циклон, угрожая на сотни километров Майскими грозами. Обстановка усложнялась, ближайшие аэродромы оказались закрытыми. Отважным лётчицам пришлось сажать машину в поле.
Так вынужденной посадкой закончился этот перелёт. "Досадно" было даже не тем словом, которое соответствовало бы действительному настроению членов этого экипажа. А оно, настроение, было куда досаднее досадного...
Несмотря на то что перелёт на стал рекордным, на следующий день вся наша печать посвятила ему свои страницы, отметила мужество советских лётчиц, их готовность выполнять длительные полёты на серийном бомбардировщике. При этом особо подчёркивался высокий профессионализм штурмана экипажа Нины Русаковой.
...После показательного воздушного боя с Леонидом Курашовым, коллектив испытателей принял Русакову так, как встречают "своего парня". В испытательской работе у неё всякое случалось: и неисправности оборудования в воздухе, и отказы моторов, и вынужденная посадка на Як-3 точно на том месте, где сегодня стоит московский Первомайский универмаг. Была и аварийная посадка с бомбами. Нет, не с бомбами на замках, а с сорвавшимися с них в результате неисправности на закрытые створки бомболюка.
- Нина ! Слышу, как они катаются по створкам. Ради бога !.. Сажай только ювелирно, иначе взорвёмся. - Таким способом пытался успокоить своего командира, а, возможно, больше самого себя штурман экипажа.
Но Русакова и сама знала что делать. Ювелирная посадка была обеспечена. И это на Пе-2 ! На капризнейшем самолёте, не способном садиться "без взбрыкивания".
Из всех сложных ситуаций она выходила победителем, как и положено лётчику - испытателю, то есть, если говорить о профессионализме, то Нина Ивановна владела им в совершенстве.
С началом войны помимо лётных испытаний её прямой задачей являлось и ознакомление лётного состава боевых полков с новой, только что испытанной техникой.
На всех действующих аэродромах её обычно принимали доверительно. Но приходилось слышать и такое: "Тыловой лётчик, не нюхавший пороха, к тому же ещё и... женщина ! Чему она может нас научить ?". Правда, её инструкторское мастерство, которое она демонстрировала, рассеяло эти сомнения в первые же дни. Несмотря на все трудности войны, Нина Ивановна проявляла завидную настойчивость в выполнении заданий.
На Волховском и Ленинградском фронтах она проводила обучение лётчиков строевых полков эффективному использованию в воздушном бою самолётов конструкции Яковлева и Лавочкина.
На Волховский фронт она отправилась с особым чувством. Чутьё словно подсказывало ей, что именно там она встретит своего мужа - Александра Семёновича Николаева, лётчика - испытателя, которого не видела с самого начала войны. И чутьё не подвело Нину Ивановну.
В первые военные ночи 1941 года Майор А. С. Николаев воевал в составе 6-го авиационного корпуса ПВО Москвы, водил звено истребителей в бой. С 1942 года он стал командиром эскадрильи 845-го истребительного авиаполка, прикрывая на Ладоге Дорогу жизни, поддерживая эскадрильи Ил-2 при штурмовке ими переднего края противника, участвовал он и в охране Волховской электростанции - единственного источника электроэнергии в годы блокады Ленинграда. Вот там, на аэродроме Будогощь, они и встретились. Именно на этом аэродроме согласно заданию Русакова должна была проводить инструкторскую работу. В числе обучаемых оказался и её муж. Это была одна из самых счастливых командировок в её жизни. Счастья в ту суровую пору было мало, горя - безбрежный океан. Шла война...
За время работы в НИИ ВВС Ниной Ивановной Русаковой были освоены многие бомбардировщики, истребители, разведчики, планеры и иностранные самолёты Bu-133, FW-190, Р-40, Р-63, Си-47. На чём только она не летала... Разве что на воздушных шарах. Вот перечень только основных типов советских самолётов, которые прошли через её руки: ТБ-3, АНТ-25, Як-7, МиГ-3, Ла-7, Ил-2, Ил-10, Пе-2, Ту-2, Ту-4. В списке испытанного ею самолётного оборудования более 200 различных объектов...
Русакова стала первой женщиной - испытателем и своей работой доказала, что этот опасный и физически тяжёлый труд по плечу не только мужчинам. 18 Декабря 1959 года Советское правительство, оценив заслуги Русаковой, присвоило ей почётное звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР" ( № 17 ).
Если первую российскую лётчицу Лидию Звереву отечественная печать называет первой дочерью Евы, поднявшейся в небо, то Нину Ивановну при вручении ей грамоты и знака "Заслуженный лётчик - испытатель СССР" К. Е. Ворошилов назвал первой дочерью трудового народа, взявшей штурвал самолёта руками испытателя...