1928 год. Закат НЭПа. Она - популярная актриса: главные роли в немом фильме "Сонька - золотая ручка" режиссера А. Дранкова, Маши Троекуровой в "Дубровском", выступления в театрах Нижнего Новгорода и Москвы.
Он - бывший присяжный поверенный округа Московской судебной палаты, специалист по земельному праву. Для Антона Переса это второй брак. Поздний.
В своих письмах к жене, Нине Гофман, он пишет, как соскучился, просит ее поскорее вернуться из гастролей домой, в Москву. Нина много путешествовала с труппой театра "Семперанте" (от латинского - Semper ante - "всегда вперед"). Этот необычный театр, созданный А. Быковым и А. Левшиной в 1917 г., просуществовал 21 год. На репетициях актеры коллективно создавали пьесы, придумывая характеры персонажей, сюжет. Диалоги не учили, каждый раз заново импровизируя на сцене. Спектакль играли всего несколько раз, пока текст "не затвердевал". Но актеры раз от разу запоминали свои диалоги, и оказывалось, что нормальная драматургия - лучше.
Конечно, актриса в Гофман сильнее супруги: обещая мужу скорую встречу, она шлет письма из Киева, Донбасса, Владивостока... Доподлинно неизвестно, когда умерла Нина Гофман. Она пережила мужа (Антон Перес скончался в 1949 году) и много лет работала в Магнитогорском драматическом театре.
Из писем Нины Гофман.
13 марта
Миленький Ту!
Киев встретил нас очень и очень неласково. Снег, вихри. Зато встреча на вокзале была торжественная. Нас ожидали два автомобиля и три номера в очень фешенебельной гостинице. Мы - три актрисы - живем вместе, потому что номер стоит 3 руб.50 коп., а самый маленький - 2 руб.25 коп. О спектаклях пока ничего не знаем. Оказывается, перед нами здесь была Московская государственная оперетта ярким и полным составом. Но наши предприниматели прогорели на ней: через четыре спектакля заплатили неустойку и Оперетта уехала, не доиграв. Пригласила нас организация "Долой безграмотность"*. Театр у них прекрасный, заново отделанный...
13 апреля
Любимый мой Ту!
Вчера был первый спектакль. Волнение неописуемое. Театр громадный, вроде "Студии" Станиславского. Ставили "Отпрыск" и "Свисток".** Публика на "Отпрыске" в туалетах, бриллиантах, совершенно для нас новая и чуждая по составу. Театр полон. Чувствуется, что галерка и дешевые места наполнены нашей публикой, своей: она-то сразу начинает нас принимать; а после первой сцены - уже и все остальные. Потом должен быть мой выход. Рядом трясутся наши актеры. Говорят: "Вы только помните, мы несем сегодня импровизацию в широкие массы. От нас зависит, погубить все или торжествовать. На сцене мямлят, роняют тон. Если вы сейчас не придадите темп, мы погибли". А у самих руки холодные, за меня хватаются. Но спектакль уже захватил публику, и мне легко было выйти. Хоть театр и оглушительный, все пошло как по маслу... После аплодисментов всякие зрители подходили к рампе. Маслов*** так разошелся, что говорит: "Нам нечего бояться - можем ехать в Париж!"
Сейчас в Киеве еще холодно, ходят в шубах. А как это там поживает мой Перес?
20 апреля
Здравствуй, милый Ту!
А у нас ужасные неприятности. Обвалилась часть потолка в зрительном зале нашего театра. К счастью, это случилось не на спектакле. На другой же день была комиссия и закрыла театр до ремонта. Другого подходящего нет, а спектакли для Красной армии в киевских театрах начнутся с 29-го апреля. Из Москвы получили две телеграммы от "Рабочей Москвы"****: предлагают на лето три раза в неделю спектакли. Мы ответить не можем, потому что Маслов поехал договариваться в Днепропетровск (Париж!).
Общество "Долой безграмотность" аннулировало с нами договор и предоставило нас самим себе. Спектаклей нет. Актеры раскисли. Зачем уехали от московской обеспеченной работы?
22 апреля
Милый, дорогой Ту!
У нас такая тут неразбериха, что письменно не передашь. Сегодня мы едем в Москву к "Рабочей Москве", завтра - непременно на Кавказ через Екатеринослав, Харьков, Ростов. От Маслова идут нелепые телеграммы, что в Екатеринославе мы играем с третьего мая, а аванса не дают, хотят раньше посмотреть. Наши не едут без аванса. Шлем телеграмму, она приходит обратно. Значит, он выехал в Харьков.
Киев сейчас очень красив. Днепр разлился, прямо море, но все еще холодное. Деревья и не думают зеленеть. А прежде в Благовещение уже начинали зеленеть почки. Все в Киеве удивляются такой весне. Погода ужасная. Мне тоскливо. Но, думаю, когда начнутся спектакли, некогда будет размышлять. Буду уставать, и время пройдет скоро-скоро, а там и увидимся. Целую тебя в волосенки, в глаза и крепко-крепко - как всегда - целую.
26 апреля
Милый Ту!
Завтра мы едем в Екатеринослав! Договор там давно подписан, и если нарушить - неустойка... Нас пригласили на 20 спектаклей в месяц.
Ах ты мой милый мальчишечка, как же ты там один? Как бы мне хотелось быть дома с тобой... Я очень соскучилась по тебе, по твоим глазкам, ручкам, по твоей любви, но... Ведь у всех театров бывают всякие неожиданности!