Американский джазовый трубач, композитор и аранжировщик, автор музыкальных тем для телесериала 'Бэтмен' (Batman), выходившего в 60-х годах; кинофильма 'Странная парочка' (The Odd Couple, 1968) и телевизионного сериала с тем же названием.
Хефти начал создавать профессиональные аранжировки еще подростком, когда писал партии для джазового контрабасиста Нэта Таулза (Nat Towles). Он стал известным композитором и аранжировщиком, играя на трубе в команде Вуди Германа (Woody Herman). Во время работы с Германом Хефти сделал новые аранжировки для композиций 'Woodchopper's Ball' и 'Blowin' Up a Storm' и написал 'The Good Earth' и 'Wild Root'.
Расставшись с Германом в 1946 году, Хефти сосредоточился на сочинении и аранжировках музыки, хотя время от времени он собирал собственные коллективы. Особенно ценятся его аранжировки для пианиста Каунта Бейси (Count Basie), такие как 'Li'l Darlin'' и 'Cute'.
Нил Пол Хефти (Neal Paul Hefti) родился 29 октября 1922 года в Гастингсе, штат Небраска (Hastings, Nebraska). Семья была бедная. Он начал играть на трубе в школе в возрасте 11 лет, и в старших классах проводил свои летние каникулы, играя с местными бэндами, чтобы помочь своей семье свести концы с концами. Поскольку он рос недалеко от Омахи (Omaha), большого города, у Нила была возм
ожность видеть некоторых великих трубачей и выдающие оркестры с юго-запада, и ему даже выпал шанс слышать нескольких джазовых виртуозов из Нью-Йорка (New York), в том числе, Каунта Бейси. Эти юношеские впечатления немало повлияли на его решение уехать в Нью-Йорк и связать свою жизнь с музыкой.
В 1939 году, еще будучи учеником школы в Омахе, он писал аранжировки баллад для местного бэнда Майки Мауза (Mickey Mouse), и за два дня до церемонии окончания школы получил предложение отправиться на гастроли с бэндом Дика Барри (Dick Barry). Нил отправился с ними в Нью-Джерси (New Jersey), но вскоре был уволен, потому что не умел бегло читать с листа. Денег на возвращение в Небраску у него не было, и, в конце концов, Нил сумел вступить в группу Боба Астора (Bob Astor). Барабанщик этого бэнда рассказывал, что уже тогда талант Хефти был весьма впечатляющим. Еще несколько лет Нил не относился к аранжировкам серьезно и концентрировался на том, чтобы в совершенстве овладеть искусством игры на трубе.
Травма заставила его покинуть коллектив Асто
а, и для Хефти началась кочевая жизнь. В 1942-м он играл в вожделенном Нью-Йорке с Бобби Бирном (Bobby Byrne) и Чарли Барнетом (Charlie Barnet), слушал в клубах бибоп Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и других музыкантов и проникался каждой нотой новой музыки. У него не было денег, чтобы ходить в клубы как клиент, и Нил ухитрялся проходить через кухню и общался с участниками бэндов, познакомившись так с множеством выдающихся музыкантов. Затем Нил поехал на Кубу (Cuba) с румба-бэндом Леса Либера (Les Lieber), а, вернувшись в 1943-м, впервые отправился в Калифорнию (California) с бэндом Чарли Спивака (Charlie Spivak). Хефти влюбился в Калифорнию и решил остаться в Лос-Анджелесе (Los Angeles).
Это было счастливое решение, потому что в Лос-Анджелесе Нил познакомился с Вуди Германом и присоединился к первому составу его джаз-бэнда в качестве трубача. Оркестр Германа отличался от всех групп, с которыми молодому музыканту доводилось играть прежде, и он впервые почувствовал, что по-настоящему растворился в джазе. Бибоп Хефти начал привлекать
внимание других исполнителей и композиторов, в том числе, Игоря Стравинского (Igor Stravinsky), который специально для бэнда написал свой 'Ebony Concerto'. В это же время Хефти женился на вокалистке ансамбля Фрэнсис Уэйн (Frances Wayne). Период середины 40-х был для Нила очень удачным, и он по-настоящему сожалел, расставаясь с Германом. Однако, ему хотелось большего, и Хефти собрал собственный биг-бэнд в конце 1947-го, куда ушла и Фрэнсис, и больше стал работать над аранжировками.
На протяжении 50-х и 60-х слава Хефти достигла своей кульминации. Он постоянно выступал, записывался, работал с лучшими музыкантами, включая Фрэнка Синатру (Frank Sinatra), а с развитием телевидения его талант получил новые возможности - Хефти писал музыкальные темы к сериалам, которые звучали едва ли не в каждом доме Америки (America), а затем и к кинофильмам. Хефти 10 раз номинировался на премию 'Грэмми' (Grammy) и 2 раза получал ее.
Он умер 11 октября 2008 года, в своем доме в Толука-Лейк, штат Калифорния (Toluca Lake, California), в возрасте 85 лет