...Ирландия - край весьма унылый и не подверженный серьезным переменам, пропитанный насквозь католическим духом, и своеобразный отрыв от современности порождает ощущение иррациональности. Именно иррациональность, нелогичность мира и странные его обитатели более всего привлекают внимание режиссера.
Нила Джордана критики как-то назвали "пожалуй, самой поэтически выразительной личностью в англоязычном кинематографе". И это притом, что режиссер снимает по большей части криминальные драмы и мистику с налетом черного юмора. Подобная оригинальность и неоднозначность его произведений проистекает, по словам самого Джордана, из его детских воспоминаний. Он говорил, что Ирландия - край весьма унылый и не подверженный серьезным переменам, пропитанный насквозь католическим духом, и своеобразный отрыв от современности порождает ощущение иррациональности. Именно иррациональность, нелогичность мира и странные его обитатели более всего привлекают внимание режиссера.
Его творческая карьера началась с писательства (именно поэтому он в дальнейшем, как правило, сам пишет сценарии к своим лентам). Выпустив несколько романов и сборников рассказов, Джордан был привлечен в качестве литконсультанта известным режиссером Джоном Бурманом для съемок знаменитого "Экскалибура". Придя в восторг от тех возможностей, которые дает для самовыражения кинематограф, Джордан уже вскоре снимает свой дебют "Ангел", вышедший за океаном как "Малыш Дэнни". Эта криминальная лента имела некоторый успех, но настоящее признание пришло со второй картиной "В компании волков", изящно трактовавшей с фрейдистской точки зрения известную сказку о Красной Шапочке. Она принесла создателю приз лондонских критиков как лучшему режиссеру года и несколько высших наград на спецфестивалях фантастических и мистических фильмов и запомнилась зрителям очень живописным видеорядом. Казалось бы - куй железо, пока горячо, но Нил Джордан резко меняет стиль и делает жесткую любовно-криминальную драму "Мона Лиза". И вновь попадает в точку! Фильм приносит триумф исполнителю главной роли Бобу Хоскинсу ("Золотой глобус", "Оскар" и т.п.) Далее последовали своеобразные комедии "Бодрость духов" (с Питером О'Тулом и Дэрил Ханной) и "Мы не ангелы" (с Шоном Пенном, Робертом Де Ниро и Деми Мур), после чего Джордан переключился на драмы. "Чудо" - щемящую историю о быстром взрослении ирландских подростков - мировая общественность недооценила, зато "Возмутительная игра" произвела настоящий фурор. Эта динамичная внежанровая лента, в которой сплелись ирландский терроризм, любовная история, гомосексуальные отношения, собрала редкое количество самых разнообразных премий - от наград за лучший зарубежный фильм в Австралии и Европе до "Оскара" за лучший сценарий, написанный самим Джорданом. А вскоре режиссер закрепил свой статус, сняв завораживающую сагу "Интервью с вампиром". Пожалуй, едва ли кто-нибудь еще смог бы осмыслить историю о вампирах как драму человека, вынужденного идти на убийство вопреки своей совести, и снять ее так эффектно и достоверно. В картине блеснули Брэд Питт, Том Круз и Антонио Бандерас, еще раз доказавшие, что они не просто голливудские красавчики, а глубокие актеры, и раскрылся талант юной Кирстен Данст, ныне одной из главных молодых надежд американского кино.
Находясь на гребне славы, Нил Джордан получил возможность воплотить давно зреющий замысел: снять драматическую биографию Майкла Коллинза - основателя ИРА, одной из самых противоречивых фигур современной британской истории. Это удалось режиссеру на все сто - тому подтверждением "Золотой лев" Джордану и "Кубок Вольпи" за лучшую мужскую роль Лайаму Нисону на Венецианском фестивале. А в 1998 году Джордан получает берлинского "Серебряного медведя" как лучший режиссер за экранизацию скандального романа Пэта МакКэба "Мясник". Эта "черная" комедия доказала, что Нил остался приверженцем авторского (притом сугубо европейского) кино.
Последним на сегодня большим успехом мастера стала мистическая мелодрама по роману Грэма Грина "Конец романа", который выдвигался по двум номинациям на "Оскар" и по 10 (!) на призы Британской киноакадемии. Правда, в результате награду BAFTA получил лишь сам Джордан за лучший адаптированный сценарий, но зрителям запомнились и исполнители главных ролей Джулианна Мур, Ральф Файнс и Стивен Ри (который является своеобразной визитной карточкой Джордана, появляясь почти в каждом его фильме), и лирическая музыка Майкла Наймана, и завораживающая операторская работа Роберта Пратта, известного по фильмам Терри Гиллиама.