Предназначение жизни Казандзакис видел в том, чтобы пресуществить плоть в дух, избрав в качестве 'спасителей' Будду, Ленина, Данте, Улисса, Христа.
Казандзакис Никос (Греческий писатель, отнесенный некоторыми критиками к разряду крупнейших писателей 20 в.) (1883-1957)
Родился 18 февраля 1883 в Ираклионе (о.Крит, Греция). Получив образование в Афинском университете, отправился в Париж, где подпал под влияние философии А.Бергсона, чье учение о 'жизненном порыве', подкрепленное ницшеанской верой в верховную 'волю к власти', составило основу его мировоззрения. Предназначение жизни Казандзакис видел в том, чтобы пресуществить плоть в дух, избрав в качестве 'спасителей' Будду, Ленина, Данте, Улисса, Христа.
Бурная политическая жизнь Греции неоднократно предоставляла ему возможности испытать себя в деле. Юношей он наблюдал вспыхнувшее в 1897 на Крите восстание против турок, восхитившее его героическим, даже безрассудным действием ради высокой цели. Когда в 1912-1913 разразилась 1-я Балканская война, Казандзакис вступил в греческую армию, служил при канцелярии премьер-министра. В 1919 премьер Э.Венизелос назначил его генеральным директором министерства социального обеспечения, он совершил поездку на Кавказ, организовав репатриацию находившихся там греческих беженцев. В 1944, в начале гражданской войны в Греции, был в Афинах; через год стал президентом Союза рабочих-социалистов, был министром без портфеля в правительстве Т.Софулиса.
Только Грецией деятельность Казандзакиса не ограничилась. Он присутствовал в Москве на праздновании десятилетия Октябрьской революции, брал интервью у Франко во время гражданской войны в Испании, дважды путешествовал по Китаю и Японии, подолгу жил в Вене и Берлине, по поручению Британского Совета изучал интеллектуальную жизнь в Англии. Последние десять лет прожил во Франции.
Среди сочинений Казандзакиса множество пьес; томик терцин, посвященных личностям, которыми он восхищался; трактаты о Ницше и Бергсоне; лирическое изложение его собственных философских представлений под названием Спасители Божии; история русской литературы; киносценарии; статьи для энциклопедий; рассказы для детей; несколько ранних романов, написанных по-французски; несколько путевых дневников; переводы на новогреческий Фауста, Божественной комедии, Илиады, Одиссеи и многих других произведений. Осуществлением самого значительного замысла Казандзакиса стала огромная эпическая поэма Одиссея: современное продолжение, вышедшая в свет в 1938.
Всемирное признание пришло едва ли не на исходе его жизни, когда из-за политических и религиозных воззрений он был вынужден расстаться с Грецией. Роман "Грек Зорба" (1943) сразу же поставил Казандзакиса в ряд крупнейших романистов мира. Затем одна за другой вышли романы "Христа распинают вновь" (1948), "Капитан Михалис", "Свобода или смерть"(1950), "Последнее искушение Христа" (1951), "Святой Франциск" (1953) и автобиография "Отчет для Эль Греко" (1956). Романы Казандзакиса переведены на все европейские языки. Умер Казандзакис во Фрайбурге (Германия) 26 октября 1957.