Дорогие хронометры покупают вовсе не для того, чтобы узнавать, который час: это лишь способ подтвердить свой личный статус.
Говорят, что известный российский предприниматель Роман Абрамович носит и часто прилюдно появляется в часах марки Polar стоимостью всего двести долларов. Эксперты все чаще говорят о том, что производителей дорогих часов теснят фирмы, выпускающие более дешевую продукцию - простые и технологичные элек
тронные часы. Мол, люди устали переплачивать за известный бренд. Так ли это на самом деле, наш корреспондент спросил Николя Дефлера, бренд-менеджера, отвечающего за Россию и страны Балтии в одной из старейших швейцарских часовых фирм Vacheron Constantin.
- Господин Дефлер, насколько, по-вашему,
сегодня люди заинтересованы в покупке очень дорогих механических часов?
- В этом году к 250-летию фирмы мы выпустили самые сложные часы в мире. Они называются Tour de l'Ile. Чего в них только нет! Минутный репетир, турбийон, вечный календарь, запас хода на десять дней, время захода солнца, время в
торого часового пояса - всего шестнадцать разных усложнений. Их выпущено только семь экземпляров, они стоят полтора миллиона долларов. Для России предназначены лишь одни, и их уже купили, так же, впрочем, как и остальные шесть. Не это ли лучший показатель того, что дорогие часы пользуются спросом?
- Но часы за десять долларов показывают время не хуже, чем дорогой хронометр, не так ли?
- Наших клиентов этот факт вряд ли интересует. Люди, которые покупают дорогие часы, делают это не для того, чтобы узнавать по ним время. Это символ их статуса. В России мужчины при встрече первым делом смот
рят на часы друг друга. Соответствие часовой марки личному и общественному статусу владельца очень важно. Если директор банка придет на встречу в часах за десять долларов, это будет выглядеть очень странно, его примут за чудака. Мужчина может продемонстрировать свое положение в обществе с помощью оч
ень небольшого числа аксессуаров: машина, часы, мобильный телефон. В России еще не сформировался институт наследственных состояний - только люди, чья фамилия и так является синонимом богатства, могут не обращать внимания на то, соответствуют ли вещи их статусу.
- То есть можно сказать, что общем
ировая мода на утилитарные, простые часы на вас не сказалась?
- Это еще не настолько распространенное явление, чтобы марки вроде нашей, которые производят всего несколько сотен часов в год, почувствовали на себе его влияние. Пока стремление к утилитарности - удел богемы, а она никогда не была нашим
основным клиентом.
- Ваши основные рынки - это Америка и Япония?
- У нас рынок номер один - это Азия, затем идут Америка, Ближний Восток и Европа, где пьедестал почета делят Италия, Швейцария и Россия.
- А какие особенности, связанные с ношением часов в этих странах, вы бы отметили?
- В
центре России мало продаются модели с бриллиантами, лучше всего принимается белое золото, на юге России больше склоняются к желтому золоту, по мере удаления на восток начинают пользоваться спросом мужские модели, украшенные бриллиантами. По сравнению с Францией у вас больше покупают сложные часы, во
Франции предпочитают простые классические модели. В Италии любят желтое золото и очень большой корпус - 40 миллиметров, к тому же итальянцы относятся к часам, как к одежде, - любят, чтобы было много и разных. В Азии больше всего покупают скелетированные часы (чтобы через стекло можно было наблюдать
работу механизма).
А какие часы сегодня предпочитают женщины?
- Многие марки за последние несколько лет существенно расширили женские часовые линии. Могу отметить, что женщины все больше спрашивают механические часы. Это странно, поскольку женщины вообще-то не очень любят по утрам заводить
часы, а потому предпочитают комфортные кварцевые или автоматические. И то, что сегодня женщина заинтересовалась механикой, говорит о том, что она не просто покупает украшение, но хочет разобраться в том, как оно сделано.
- По вашим наблюдениям, сколько в среднем часов у состоятельного россиянин
- Россия большая страна, и все зависит от региона, от возможностей каждого конкретного человека. Но если говорить о клиентах нашей марки, то от пяти до пятнадцати. Как правило, если человек собрался купить хорошие дорогие часы, он не останавливается на одних. По сравнению с прошлым годом наши пр
одажи в России увеличились в два раза. И если в прошлом году средняя стоимость часов, приобретаемых чаще всего, была 18 тысяч евро, то сегодня средняя стоимость уже 35 тысяч евро.
- Небольшой прогноз на ближайшее будущее: в каком направлении пойдет развитие - в сторону усложнения или украшения?
- Скорее всего часы будут становиться все изощреннее и сложнее, но и о дизайне тоже нельзя забывать.
- А дизайн смотрит в прошлое или будущее?
- Где-то между. Но если пару лет назад часовые дизайнеры брали за основу модели двадцатых годов, то завтра это, скорее всего, будут семидесятые - вось