Ведущий консультант Вашингтона по вопросам бывших стран СССР подвел для «Сегодня» итоги годового пребывания на посту президента США, лидера демократов Барака Обамы — вред от Нобелевки и пока лишь одна победная реформа.
20 января — год пребывания Обамы в Белом доме. Как вы оцениваете его деятельность как президента?
— Он решал некоторые проблемы, которые ставил как кандидат в президенты. Конечно,
основной упор был на внутренние вопросы, что, с одной стороны, связано с кризисом, в котором оказалась Америка и мировая экономика. С другой стороны, американцы гораздо меньше внимания уделяют внешней политике. Для них важнее, что происходит внутри страны. Более того, американцы очень скептически относятся к лидеру, когда его слишком хвалят за рубежом, поскольку возникают опасения, что в такой ситуации интересы США не так отстаиваются. Некий скептицизм в этом плане был еще в предвыборный период. Говорили: «Зачем нам такой президент, который так мягко относится к другим странам и собирается так сильно менять внешнюю политику?» Не самую позитивную реакцию вызвала Нобелевская премия мира, что ударило по имиджу Обамы.
А с реализацией реформы здравоохранения мнение американцев изменилось?
— Это огромная победа Обамы, что в мире очень сильно недооценивают, хотя это критерий того, насколько сильны позиции Обамы в США. Была одержана победа над республиканцами, над Конгрессом и Сенатом. И мало кто ожидал — я в это до последнего не верил, — что ему удастся. Это главный итог года, все остальное выглядит ерундой. Такие реформы в Америке бывают довольно редко. В тех рамках, в которых предложил Обама, демократы пытались ее продавить последние три десятилетия. Наиболее близко подошел к ее реализации Билл Клинтон, но тогда она провалилась, и Хиллари Клинтон, занимавшейся этой реформой, пришлось на время покинуть политику, чтобы забыли такой ее промах.
Обама предложил довольно глубокое реформирование с предоставлением государству права страховать граждан, что является нормальным предложением в условиях, когда около 40 миллионов американцев не имеют медстраховки. Но главным было попытаться как-то уменьшить монополию коммерческих медкомпаний. Они превратились в огромную силу, навязывающую свои условия клиентам и государству. Но выход государства на рынок страхования все равно воспринимался негативно. Американцы вообще не любят государство ни в чем. Министерство или что-то новое, которое бы занималось медициной, для них дикость.
А каков главный промах Обамы?
— Год Обаме очень сильно испортило происшедшее на самолете Амстердам—Детройт (25 декабря нигериец попытался взорвать самолет, пройдя на борт со взрывчаткой. — Авт.) и буквально на следующий день ЧП на секретной базе ЦРУ в Афганистане, где были убиты 7 человек, а террористом оказался один из осведомителей ЦРУ. В течение года его президентства республиканцы очень активно критиковали Обаму за ослабление безопасности США. При Буше со всеми его минусами после 11 сентября 2001 года ни одной мало-мальской попытки совершить в Америке теракт не было. Буш защищал страну, пусть и ценой перегибов с правами человека и антиконституционных мер. И оказалось, что при Обаме перед терроризмом бессильно даже ЦРУ. Он получил такой удар, который на самом деле может очень сильно пошатнуть его позиции в США. Сейчас в Вашингтоне происходит серьезное переосмысление изменений в характере нынешних войн. То, что не можем побить какую-то «Аль-Каиду», у которой нет ни территории, ни экономики, свидетельствует о том, что война ведется в другом измерении, нежели мы себе это представляли столетиями.
Есть ли у президента США успехи на внешней арене?
— Ожидать, что с приходом Обамы все полюбят Америку, а Америка победит всех, безусловно нельзя. Внешняя политика США еще находится в процессе формирования. Задача Обамы — попытаться изменить глобальное отношение мира к США, сделать Америку не страной, которая доминирует, а страной, которая лидирует. Вернуться к тем традициям американской внешней политики, которые были в годы холодной войны, за которой стояли союзники и блоки. Он предлагает перезагрузку отношений практически всем, не только РФ. А результаты пока не видны — мало времени прошло. И Обама пока не выглядит голубем мира, даже с Нобелевской премией: получив ее, он вскоре принял решение отправить дополнительный военный контингент в Афганистан.
Почему не продлено соглашение с Россией о наступательных вооружениях, которое истекло 5 декабря?
— Ожидать каких-то больших результатов пока рано. Непонятно, что делать с ядерным оружием, хотя всем ясно, что как-то его надо ограничивать. Но, мне кажется, в значительной степени эти переговоры ни о чем. По большому счету США и РФ останутся двумя главными ядерными державами и равных им не будет. Все эти переговоры носят характер «лучше делать что-то, чем ничего не делать». Но это не фундаментальное решение проблемы и в итоге Москва и Вашингтон не станут союзниками.
Не от ядерного оружия сегодня зависит безопасность в мире. Мы пока не знаем, что нужно делать в современном мире, чтобы решить его проблемы стабильности и безопасности. В отношении Ирака и Афганистана тоже не стоит что-то ожидать — на сегодня это проблема, которая не имеет решения. С Ираном — проблемой, которая досталась Обаме по наследству, — полный тупик. У Обамы нет никаких идей, как решить ядерную задачу Ирана, тем более что Тегеран занимает весьма упорную позицию. Думаю, придется ввести санкции и прибегнуть к ним, даже если ООН будет против.
Какова политика Обамы в отношении стран бывшего СССР?
— На многие вещи, на которые надо обращать внимание, он не обращает внимание. И одна из таких вещей — постсоветское пространство. Выборы в Украине занимают гораздо меньше внимания, чем должны были бы занимать, если бы ситуация в экономике США была другой. Явно это не тот регион, на котором Обама может сейчас поднять свой рейтинг. Таким образом, вы сегодня сами в себе и разбираетесь. Даже России он не уделяет должного внимания. Постсоветские страны потеряли для него значение в глобальном демократическом процессе. Поскольку он отказывается от военных методов решения всех мировых проблем, уповая на американское лидерство, то даже его реальные союзники типа НАТО сегодня сильно опустились в списке внешнеполитических приоритетов США. Америка сегодня в меньшей степени заинтересована в создании полувоенных или военных союзов, чем при Буше.
Николай Злобин родился: в 1958 году в Москве. Окончил исторический факультет МГУ им. Ломоносова, где долго преподавал. В 1993 году был приглашен на работу в США, где вел научную работу в ряде университетов и исследовательских центров США и ЕС. Сейчас директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности, бывшего Центра оборонной информации США (Вашингтон). Консультирует правительство США по вопросам постсоветских стран. Автор 14 книг и 200 материалов на академические темы, опубликованных на 16 языках более чем в 30 странах. Пишет свои регулярные колонки для газеты «Ведомости» и «Российской газеты».