Церковный и общественный деятель, влиятельный православный проповедник, активный участник право-монархического движения в Казани.
Долгое время служил священником Смоленско-Дмитриевской церкви в Ягодной слободе Казани, откуда 15 июня 1916 был перемещен в Воскресенскую церковь. Помимо пастырского поприща был деятельным участником Казанского общества трезвости (КОТ), членом Комитета КОТ. По некоторым сведениям, был женат на дочери председателя КОТ и председателя Совета Казанского отдела Русского Собрания (КОРС) А. Т. Соловьева; имел большую семью. С 1905 активно участвовал в право-монархическом движении. 4 дек. был избран членом Совета Царско-Народного Русского Общества (ЦНРО) первого состава. 6 февр. 1906 на заседании КОРС избран (вместе с А. Т. Соловьевым и Р. В. Ризположенским) в состав Объединенного совета ЦНРО, КОРС и Общества церковных старост и приходских попечителей г. Казани (ОЦСПП). В 1907 после отъезда из Казани делопроизводителя КОРС В. М. Суханова о. Николай занял эту вакантную должность. 6 мая 1910 он был избран председателем Совета Боголюбского отдела Союза Русского Народа, сменив на этом посту скончавшегося купца А. И. Кукарникова. Обладая заметными организационными способностями и талантом проповедника, о. Николай в определенной мере восполнял те пробелы в руководстве монархическими организациями, которые были свойственны А. Т. Соловьеву. В рапорте начальника Казанского губернского жандармского управления на имя тов. министра внутренних дел С. П. Белецкого от 19 февраля 1916 ему давалась следующая характеристика: «Священник о. Николай Троицкий является непосредственным помощником Соловьева по распорядительной и организационной части. По своим воззрениям — он точный сколок с А. Т. Соловьева, но с более широким политическим кругозором. Обладает даром слова и может овладеть вниманием и волей слушателей». В другом относящемся примерно к этому же времени документе под названием «Казанские Правые организации», к приведенной характеристике добавлялось, что: «Организация под его председательством так же крепка и устойчива, как и Казанское Русское Собрание».
Подобно многим монархистам, застигнутым врасплох отречением от престола Императора Николая II, вынужден был признать «новый строй», однако никаких иллюзий по поводу грядущего «обновления» России он не испытывал. Принимал активное участие в работе проходившего в сент. 1917 Епархиального съезда духовенства и мирян Казанской епархии (председательствовал на нескольких его заседаниях). На одном из заседаний он призывал собравшихся «всеми мерами поддерживать наше общее детище — духовную школу». В послереволюционный период являлся членом Казанской Духовной Консистории, переименованной весной 1918 в Казанский Епархиальный Совет (его подпись, наряду с подписями еще трех членов Консистории, стоит под протоколом ее заседания, принявшего данное решение). 19 июня 1918 на заседании I Епархиального собрания Казанской епархии о. Николай баллотировался в члены Епархиального Совета, но не добрал голосов, после чего был избран кандидатом в члены последнего. В том же 1918 он являлся руководителем Казанского братства защиты Святой Православной веры, проявив себя в этой должности в высшей степени активно и, по тогдашним меркам, весьма бесстрашно. Так, по инициативе и под его непосредственным руководством была сформирована специальная депутация «от лица духовенства и мирян» (включавшая в себя, помимо прочих, представителей «от Порохового, Алафузовского и Крестовниковского казанских заводов»), которая посетила в Москве Патриарха Тихона (Беллавина) и СНК РСФСР. Кроме того, в июне 1918 под угрозой забастовки организованных им рабочих Алафузовского и Порохового заводов на поруки был отпущен арестованный большевиками управляющий (на правах настоятеля) Свияжским Успенским Богородицким мужским монастырем епископ Амвросий (Гудко). Одновременно о. Николай выступил инициатором и организатором целого ряда протестных собраний и иных общественных акций, направленных против репрессивных действий властей в отношении Православной Церкви и местного русского населения.
После трагических событий конца лета — осени 1918, о его деятельности имеются отрывочные сведения. В 1920-е, поданным Православного Свято-Тихоновского богословского института, он служил в Казанском Успенском Зилантовом монастыре и в самой Казани. Здесь же в 1928 был впервые арестован, осужден и с 1929 отбывал заключение на Соловках или в Нарыме. Второй раз он был арестован в 1937, 29 ноября осужден тройкой НКВД Татарии к «десяти годам без права переписки». По данным Казанского общества «Мемориал», расстрелян в Казани, впоследствии реабилитирован. Его фамилия в числе прочих жертв террора выбита на одной из стел «Мемориала расстрелянным — жертвам политических репрессий», установленных на Архан-гельском кладбище Казани.