Популярные личности

Николай Сутягин

Летчик истребитель
На фото Николай Сутягин
Категория:
Дата рождения:
1923-05-05
Место рождения:
Смагино Бутурлинского района Горьковская область, Россия
Дата смерти:
1986-11-12
Место смерти:
Киев, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Окончил Военно - Воздушную академию в 1956 году и Военную академию Генерального штаба в 1964 году. Работал начальником штаба Гражданской обороны НИИ гидротехники и мелиорации. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Красного Знамени ( трижды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени.


Родился 5 Мая 1923 года в селе Смагино Бутурлинского района Горьковской области, в семье крестьянина. Окончил 10 классов. В Красной Армии с 1941 года. Окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов в 1942 году. Участник Советско - Японской войны 1945 года, затем продолжал службу в ВВС.

Участник войны в Корее 1950 - 1953 годов. За время боевых действий ( с 17 Июня 1951 года по 2 Февраля 1952 года ), произвёл 149 боевых вылетов, в 66 воздушных боях уничтожил 23 самолёта противника, став официально лучшим асом в этой войне.

10 Октября 1951 года заместителю командира эскадрильи 17-го истребительного авиационного полка Капитану Н. В. Сутягину за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, было присвоено звание Героя Советского Союза.

Окончил Военно - Воздушную академию в 1956 году и Военную академию Генерального штаба в 1964 году. С 1978 года Генерал - Майор авиации Н. В. Сутягин - в запасе. Жил в Киеве. Работал начальником штаба Гражданской обороны НИИ гидротехники и мелиорации. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Красного Знамени ( трижды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени. Умер 12 Ноября 1986 года.

* * *

Лучший ас в истории реактивной авиации, менее чем за полгода боевых действий в Северной Корее одержавший 21 личную и 2 групповые победы исключительно над реактивными американскими и английскими истребителями, Николай Сутягин родился в селе Смагино Нижегородской губернии 5 Мая 1923 года. Окончил десятилетку и аэроклуб имени Баранова в Горьком, а в 1942 году - Черниговскую военную авиационную школу. Служил в составе 5-го истребительного авиаполка на Дальнем Востоке. Летал на И-16, а с 1944 года - Як-7Б и Як-9. Летом 1945 года был Младшим лейтенантом. Во время кратковременной войны с Японией, участвовал в воздушных штурмовках японских войск, произвёл несколько разведывательных полётов.

В 1946 году прошёл курсы повышения квалификации, а затем получил назначение в 17-й ИАП, который был вооружён самолётами МиГ-15 и летом 1950 года отправлен на Дальний Восток.

Весной 1951 года 17-й ИАП ( 303-я ИАД ), где в должности заместителя командира эскадрильи служил Капитан Сутягин, прибыл на аэродром Аньдуна, и уже через несколько дней лётчики полка провели свой первый бой с американскими самолётами...

Свой первый боевой вылет Николай Сутягин выполнил 14 Апреля. Через 5 дней одержал первую победу - сбил истребитель F-86, а к концу Июня - ещё 3 ( 22 Июня сбивает сразу 2 F-86, потом ещё один ).

Однажды, в момент разворота, звену советских лётчиков во главе с Николаем Сутягиным стала заходить в "хвост" четвёрка F-86. Умелый маневр, и наши пилоты уже в "хвосте" "Сейбров". Заметив "МиГи", американцы после левого разворота пошли в пикирование. Сутягин с дистанции 400 - 500 метров открыл огонь по ведомому. Но вторая пара американцев зашла звену в "хвост", это заметил ведомый Старший лейтенант Шулев - он резким маневром вышел из - под удара. Ведущий первой американской пары, заметив, что стреляют по ведомому, пошёл на "косую петлю". Но он не смог противостоять мастерству Сутягина, который в верхнем положении, уже сблизившись до 250 - 300 метров, открыл по нему огонь. Американский F-86 запылал и стал падать. Чуть позже Сутягиным был уничтожен ещё один "Сейбр".

Вспоминая о начальном этапе своей деятельности в Корее, Николай Сутягин позднее писал:

"Нас переодели в форму китайских добровольцев и, глядя друг на друга, мы невесело посмеивались - уж очень непревычно выглядели в синих, хлопчатобумажных мешковатых френчах, широких мятых брюках, фуражках с жёваным "блином" - козырьком и туфлях, вместо привычных сапог и ботинок. Знаков различия никаких. На наших машинах - опознавательные знаки ВВС КНР. Но это был "секрет полишинеля": ещё не прибыли первые контейнеры с "МиГами", а командование США уже пообещало своим лётчикам крупную награду за первый сбитый Советский самолёт. Над китайскими аэродромами сбрасывались листовки, в которых лётчику - перебежчику гарантировалась премия в 100 тысяч долларов ( так, впоследствии и служилось - один из северо - корейских лётчиков перелетел на своём "МиГе" на аэродром противника ).

Но это было ещё не всё. Вскоре нам огласили приказ: в бою разговаривать только по китайски ! Всем выдали блокноты с основными командами, обычно отдаваемыми в воздушном бою, и мы принялись учить говорить их по китайски. Толку от этого было мало, тогда командование разрешило брать эти блокноты с собой в полёт и пользоваться ими для подсказки.

Вспоминая это сейчас, не могу удержаться от смеха, но тогда мы должны были выполнять приказ. А это было нелегко - чтобы отдать распоряжение своим пилотам, командир должен был продумать, как оно будет звучать покороче, затем, взглянув в блокнот мысленно перевести его на китайский язык и произнести вслух. Получив приказ лётчики должны были выполнить всё в обратной последовательности. На это уходило довольно много времени, что в условиях быстро меняющейся обстановки воздушного боя, на практике - неприемлемо. Вскоре, наши мучения кончились. После того, как один из наших "МиГов" был повреждён в бою, командование отменило этот приказ и все разговоры пошли на чисто русском языке, порой и с применением "недозволенных выражений". Что уж там кривить душой - бои были тяжелейшие..."

Умению Сутягина драться с американцами завидовали во всей дивизии, как и его нацеленности на победу. Лето 1951 года для Николая стало результативным - с Июля по Сентябрь сбил 6 самолётов, затем ещё 2 "Метеора" ( 25 Августа и 26 Сентября ). Ещё результативней была осень - с Октября по Декабрь - 8 уничтоженных машин. Только в Декабре Сутягин одержал 5 воздушных

побед.

В начале 1952 года он стал реже вылетать на боевые вылеты, как асу ему было поручено выступать перед лётчиками полков второго эшелона, готовившимся к боям. Тем не менее, в Январе 1952 года он сбил ещё 3 самолёта противника.

Всего через полтора месяца боёв на счету Капитана Н. Сутягина было 15 побед. В Августе, за 7 лично сбитых самолётов, он был представлен к званию Героя Советского Союза.

Наряду с талантом лётчика, умением тонко чувствовать машину, он обладал исключительной способностью терпеть запредельные перегрузки, когда "тёк" металл самолёта, подвергался аварийным необратимым деформациям его планер. Такие специфические способности организма раскрылись во многом благодаря регулярным и настойчивым занятиям спортом, которому лётчик посвящал свой досуг. Отличный спортсмен, выполнявший разрядные нормы по нескольким видам спорта ( лёгкая атлетика, гимнастика, занятия с гирями ), он был победителем ряда армейских соревнований. Соратники, близко знавшие Сутягина, безусловно высоко оценивали его незаурядное тактическое дарование, полководческие способности, которым, увы, не дано было раскрыться...

В Январе 1952 года, за сбитие в воздушных боях ещё 10 самолётов противника и проявленные при этом мужество и героизм, Николай Сутягин был представлен ко второй "Золотой Звезде" Героя. Однако, это представление реализовано не было.

На счету Николая Сутягина 15 F-86 "Сейбр", 2 F-84 "Тандерджета", 2 F-80 "Шутинг стар" и 2 английских Глостер "Метеора".

За исключением F-80 "Шутинг стар" и "Метеоров", которые, несмотря на настойчивые модернизации, устарели ко времени Корейской войны, соперники Сутягина летали на новейших машинах того времени и как воздушные бойцы отнюдь не были новичками. Советские асы одерживали свои победы на МиГ-15 - самолёте, олицетворившем достижения советской техники и по большинству лётно - технических характеристик превзошедшем лучшие зарубежные истребители. Тем более нелепым кажутся тенденциозные материалы, публикуемые на Западе о воздушной войне в Корее, где приводится уничижительное для бывшего противника соотношение потерь... Цивильные потомки воинственных норманнов и кельтов бойкостью повествования и яркостью иллюстраций словно пытаются добыть недостающую ратную славу.

Так, достаточно высокая тяговооружённость обеспечивала "МиГам" превосходство над F-86 при вертикальном маневре. Разгонные характеристики МиГ-15 из - за большого миделя фюзеляжа были несколько ниже, однако он обладал более высокой угловой скоростью крена.

Мощное вооружение оказалось очень эффективным, особенно при его использовании против вражеских бомбардировщиков, но для надёжного их поражения в воздушном бою лётчикам приходилось раскачивать самолёт педалями ( благодаря этому больше снарядов попадало в цель ). Двигатель машины обладал высокой надёжностью и живучестью, даже когда пулями выбивало по 8 лопаток турбины, падения тяги почти не наблюдалось. Тормозные щитки из - за малой их площади были малоэффективны и в воздушных боях не использовались. Со временем их площадь была увеличена.

МиГ-15 имел ограничение по скорости, не позволявшее ему разгоняться свыше числа М=0,92 из - за появления "валежки". Отмечалось плохое остекление фонаря кабины. Первоначально не предусмотренные бронеспинки и бронезаголовники впоследствии были установлены уже в полевых условиях. На отдельных модефикациях самолёта имелась бустерная система управления элеронами. Так по оценкам американских пилотов, МиГ-15 - относительно низкоманевренный самолёт, представляющий однако большую угрозу для противника если управляется опытным, инициативным лётчиком, способным максимально использовать его лётно - тактические характеристики.

По сравнению с нашим "МиГом", американский истребитель F-86 обладал меньшим радиусом виража, большая площадь его тормозных щитков обеспечивала резкое торможение самолёта с последующим заходом в хвост противнику. Наличие предкрылков позволяло держаться на больших углах атаки при маневрировании, а ТРД с форсажной камерой создавал более высокие разгонные характеристики.

Наличие оптического прицела, сопряжённого с радиодальномером, повышало эффективность стрельбы из крупнокалиберных пулемётов, что частично компенсировало отсутствие пушек. В состав снаряжения лётчика входил противоперегрузочный костюм, позволявший облегчить ведение боя с перегрузками, близкими к предельным. Просторная кабина "Сейбра", с высокорасположенным креслом, обеспечивала отличный обзор.

На протяжении всей войны оба самолёта постоянно улучшались. Так с Апреля 1951 года "МиГи" стали оснащаться двигателем ВК-1 с большей тягой ( МиГ-15бис ), перископом для обзора задней полусферы и аппаратурой "Сирена", предупреждавшей лётчика о работе радиодальномера F-86. Катапультируемое кресло оборудовали автоматом раскрытия парашюта на заранее заданной высоте. На "Сейбре" также увеличивалась мощность двигателя, улучшалась аэродинамика, обновлялось оборудование. В целом же, МиГ-15 и F-86 были равноценными истребителями и исход боя во многом определялся индивидуальным мастерством пилота, выбранной им тактикой и умением использовать все положительные качества своей машины.

По возвращении из Кореи, в Феврале 1952 года, Николай Васильевич ещё долго продолжал служить в ВВС. В 1956 году Подполковник Н. В. Сутягин окончил Военно - Воздушную академию. Летал на сверхзвуковых боевых машинах. После окончания в 1964 году Военной академии Генерального штаба до 1968 года был начальником Харьковского высшего военного авиационного училища имени Сергея Грицевца. В 1970 году был направлен во Вьетнам в качестве военного советника. Демобилизовался в звании Генерал - Майора авиации в 1978 году. Жил и работал в Киеве



Поделиться: