Всего произвёл 261 боевой вылет, в 64 воздушных боях лично сбил 23 вражеских самолёта. 18 Августа 1945 года за мужество, проявленное в годы войны, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 4 Марта 1923 года в селе Большое Городище Шебекинского района Белгородской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы, затем 2 курса медицинского техникума и аэроклуб. В 1940 году был призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.
С Августа 1943 года в действующей армии. К Марту 1945 года заместитель командира эскадрильи 866-го истребительного авиационного полка ( 288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт ) Старший лейтенант Н. Г. Сурнев совершил 177 боевых вылетов, провёл 53 воздушных боя, в которых лично сбил 18 самолётов противника.
Всего произвёл 261 боевой вылет, в 64 воздушных боях лично сбил 23 вражеских самолёта. 18 Августа 1945 года за мужество, проявленное в годы войны, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны продолжил службу в ВВС. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями. 5 Марта 1952 года Подполковник Н. Г. Сурнев погиб в авиационной катастрофе. В селе Большое Городище установлен бюст Героя, его именем названа улица этого села.
* * *
Окончив в 1942 году Чугуевскую военную авиационную школу, Сурнев около года служил в ней же лётчиком - инструктором. Лишь в Августе 1943 года он начал воевать в своих родных местах - на Белгородском направлении. Как вспоминает бывший командир 288-й истребительной авиационной дивизии Герой Советского Союза Борис Александрович Смирнов:
"У Сурнева удивительно быстро развивались профессиональные качества, необходимые лётчику - истребителю: умение точно ориентироваться, быстро и правильно оценивать обстановку в воздухе, определять своё место в бою и метко стрелять. В числе других молодых пилотов его отличало и высокое мастерство в технике пилотирования. Словом, в ратном труде Николай не уступал тем, кто начал войну значительно раньше".
После окончания воздущных схваток на Белгородском направлении, Сурнев сражался под Изюмом, Запорожьем, Никополем. Принимал участие в освобождении Одессы и Николаева, Молдавии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии.
Человек редкой лётной одарённости, прошедший хорошую школу, Николай Сурнев уже в первых боевых вылетах заявил о себе как о зрелом воздушном бойце, а в конце 1944 года стал одним из лучших пилотов 866-го истребительного авиаполка. Особенно отличился он в Январе - Марта 1945 года в небе Венгрии. Однажды на самолёте Лейтенанта Н. Г. Сурнева, сбившего в один день 2 немецких самолёта, были повреждены плоскость и хвостовое оперение, перебита тяга управления, изрешечён осколками водяной радиатор и перебиты трубопроводы к нему. Машина требовала длительного ремонта, но люди понимали, что его нужно произвести как можно быстрее.
Механик самолета Ф. Криков вместе с мотористом Юсуповым занялись ремонтом водяного радиатора и водотрубопроводов. С радиатором управились быстро, а вот с трубопроводами дело оказалось сложнее. Чтобы добраться к ним, пришлось снять несколько кронштейнов и узлов. Комсомолец Н. Карпенко ремонтировал хвостовое оперение.
Самым сложным оказался ремонт тяги управления в крыле. Требовалось наложить на неё буж и затем заварить его. Работа затруднялась тем, что тяга не вынималась из крыла, а отверстие в крыле для подхода и ремонта узла было очень малым. К тому же сварку надо было производить рядом с бензобаком самолёта. Эту ответственную работу выполнил сам техник звена техник - лейтенант Л. Вишневецкий. К утру боевая машина была в строю. Сурнев опробовал её в воздухе, а вскоре вылетел на задание. На аэродром лётчик возвратился с очередной победой...
Будучи заместителем командира эскадрильи, Сурнев в боевых вылетах со своим командиром, Александром Колдуновым, как правило, возглавлял группу прикрытия. Так, 9 Марта 1945 года в районе Шаброграда ( Венгрия ), прикрывая шестёрку Колдунова, он, воспользовавшись коротким замешательством немецких истребителей, в молниеносных неожиданных атаках сбил 2 вражеских самолёта.
В тот день группа Як-3 ушла на очередное задание в район патрулирования. Зная повадки врага, Капитан А. Колдунов распределил обязанности в бою следующим образом: часть самолётов под его руководством должна была вести борьбу с вражескими штурмовиками, а другая, возглавляемая Н. Сурневым, - сковывать боем вражеские истребители. Группа Колдунова вышла в район патрулирования на высоте 2500 метров, а Сурнева - заняла положение правее и на 400 метров выше её.
Вечерело. Горизонт был затянут густой дымкой. Выполняя глубокий вираж, Колдунов увидел на миг блеснувшие в лучах заходящего солнца крылья вражеских самолётов. Они шли в сторону позиций советских войск на высоте 2000 метров. В первой группе он насчитал 10 "Фокке - Вульфов". Чуть сзади шла вторая группа штурмовиков в составе ещё 8 FW-190.
Александр Колдунов с боевого разворота повёл четвёрку на сближение с первой группой FW-190. Расстояние быстро сокращалось. Вот уже легко различаются чёрно - белые кресты на крыльях вражеских самолётов. С расстояния 50 - 70 метров Колдунов открыл пушечный огонь по ведущему FW-190. Уже после второй короткой очереди самолёт задымил и, вращаясь вокруг своей оси, резко пошёл к земле. Колдунов повёл свою группу с набором высоты для новой атаки. Уже на развороте он увидел, как второй FW-190 вошёл в крутое пике, оставляя за собой шлейф дыма. Его сбил Младший лейтенант Черняков.
Николай Сурнев, находясь со своими ведомыми выше основной группы, внимательно следил за поведением восьмёрки "Мессеров". Они почему - то не торопились вступать в бой. Старший лейтенант Сурнев решил воспользоваться этим и атаковать вторую группу немецких штурмовиков. По его команде "Яковлевы" ринулись на "Фоккеры". Атака принесла победу: один вражеский самолёт был сбит Сурневым. При выходе из атаки группа подверглась нападению четвёрки Ме-109. Николай Сурнев, используя маневренные преимущества Як-3, вывел свою группу из - под удара и стал заходить в хвост неприятельским самолётам. Почувствовав опасность, немецкие лётчики дрогнули: 2 из них с переворота ушли вниз, а 2 других стали в вираж.
Сурнев внезапной атакой сзади снизу сбил ведомый "Мессер", который взорвался в воздухе. Старший лейтенант Космин длинной пушечной очередью поджёг ведущий Ме-109. Уцелевшие вражеские самолёты в беспорядке покинули поле боя. Капитан Колдунов собрал свою группу над населённым пунктом Калоз и повёл её на свой аэродром. Задание было выполнено: штурмовики противника не были допущены к позициям наших войск. При этом группа Колдунова уничтожила 5 самолётов противника.
К концу войны заместитель командира эскадрильи 866-го ИАП Старший лейтенант Н. Г. Сурнев совершил 261 успешный боевой вылет на Як-1, Як-9 и Як-3. Участвуя в 64 воздушных боях, лично сбил 23 самолёта противника.
После войны Николай Григорьевич продолжал служить в ВВС. Летал на реактивных самолётах. Погиб при выполнении тренировочного полёта 5 Марта 1952 года.