После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1946 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава в Липецке. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( трижды ), Красной Звезды, медалями.
Родился 21 Декабря 1921 года в селе Тырново, ныне Шиловского района Рязанской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества в Рязани. Работал слесарем на заводе "Рязсельмаш". С 1941 года в Красной Армии, год спустя окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.
C Мая 1943 года в действующей армии. К Маю 1945 года командир эскадрильи 213-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 22-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии старший лейтенант Н. В. Стройков совершил 245 боевых вылетов, провёл 66 воздушных боев, сбил 14 самолётов противника лично, 4 в паре и 17 в группе с товарищами. 27 Июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1946 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава в Липецке. С 1958 года Гвардии полковник Н. В. Стройков - в запасе. Жил в Минске. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( трижды ), Красной Звезды, медалями. Умер 13 Января 1964 года. В селе Тырново и на здании школы № 2 в Рязани установлены мемориальные доски. Одна из улиц Рязани носит имя Героя.
* * *
Кто из Рязанцев не бывал на Ореховом озере ? Наверно, нет таких. А ребята с весны до осени сидят с удочками на его берегах. И это с давних пор. Только до войны не ходил к озеру троллейбус и не было рядом с ним лесопарка. На велосипедах, а чаще всего пешком, вперегонки бегали к озеру подростки. Вместе со своими сверстниками из 2-й семилетней школы любил ходить на рыбалку и Николай Стройков.
Он часто ложился в цветущие травы и подолгу смотрел на серебристую ленту Оки, на далёкий голубой горизонт, плывущий где - то за Полянами, над синей каймой Солотчинского бора. Николай часто прикладывал к уху ладони и чутко прислушивался к тихому шёпоту трав, как будто хотел, чтобы они рассказали ему про ту жизнь, которая скрыта за голубым горизонтом. Эта таинственная даль так и манила к себе, звала к неизведанному...
Была у Николая и вторая страсть - любовь к машине, к технике. В детстве ещё так и тянуло его что - то смастерить. А когда окончил семилетку, не задумываясь пошёл слесарем сначала в совхоз "Искра", а затем на "Рязсельмаш". Видимо, по наследству перешла к Николаю любовь к труду. Перешла от отца, Василия Стройкова, одного из первых рязанских трактористов, который более полувека не расставался с машиной.
Но как бы ни был влюблён парнишка в технику, а голубой горизонт всё более властно звал к себе. И случилось так, что через некоторое время Стройкова призвали в армию, в авиационный полк...
- Ох и настырный же ты, парень ! - часто говорили Стройкову в полку. - Ведь пилотом надо родиться, а ты немного мешковат. Уж лучше води машину на земле...
А ему очень хотелось летать. Он приходил к механикам и по "косточкам" изучал детали самолёта. Сначала одну, затем вторую. И так весь предвоенный год. А в 1941-м, когда Подмосковье стало опоясываться колючей проволокой, противотанковыми рвами и надолбами, Стройков был зачислен курсантом военно - авиационной школы пилотов...
Южный степной аэродром шумел, как улей. Первые дни Николай занимался в небольшой группе таких же, как и он, пока ещё "безлошадных" лётчиков, хотя материальную часть самолёта и знал хорошо. Он часто с завистью провожал краснозвёздных "Яков" с аэродрома и, возвратясь в своеобразный полевой класс, садился за учебники. Находил Николай время, чтобы побыть на стоянке самолётов, поработать с механиком, потренироваться в кабине истребителя. Иногда с большим трудом он упрашивал механика снять с элеронов струбцины и, действуя ручкой, педалями и сектором газа, представлял себя в воздухе, "вживался" в машину.
С большим вниманием слушал Стройков скупые рассказы инструкторов о тактике воздушного боя. А уже в те дни среди лётчиков - истребителей жила рождённая в боях формула воздушного боя: "Высота - скорость - маневр - огонь..."
...Первомай 1943 года Николай Стройков встретил в форме Младшего лейтенанта, со значком лётчика на груди. В аттестате выпускника было скупо написано: "Отлично летает, материальную часть знает на "отлично". А сколько за этими короткими фразами скрывалось бессонных ночей и жаркой работы до седьмого пота !
Мечта сбылась. Простой слесарь с "Рязсельмаша" стал военным лётчиком. Голубой горизонт приблизился...
Жестокая битва на Курской дуге была в самом разгаре. В районе Томаровка - Белгород молодой лётчик Николай Стройков получил первое боевое крещение в составе 508-го истребительного авиационного полка. О своём первом бое он рассказывал отцу частенько и всегда в конце рассказа добавлял: "Ну и зелёные же мы были в первых боях ! В классе было совсем легко разбирать воздушный бой, а как столкнулись с противником в первый раз, так и все формулы забыли".
...А было это так. Рассветная голубовато - серая дымка ещё плыла над аэродромом, спрятавшимся меж зеленокудрыми перелесками, опалёнными войной, а краснозвёздные "Яки" один за другим взмывали к облакам и ложились курсом на запад. Шли парами туда, где уже закипал бой. Николай Стройков шёл в третьей паре. Он был ведомым, а быть им не так - то просто. Николай ещё в училище знал, что ведомый - это надёжный щит ведущего и что лётчик, исполняющий обязанности ведомого, должен быть смелым, зорким и находчивым, готовым в любой момент на самопожертвование. Но это по теории, а как вести себя на практике, да ещё в бою ?
Под плоскостями "Яков" земля казалась морем с бушующими волнами взрывов. Рассматривать её было некогда. Николай внимательно следил за машиной командира, тщательно наблюдал за передней полусферой и беспрерывно бросал взгляд вверх, вправо, назад. Одна и та же мысль неотступно стучала в мозгу: осмотрительность, осмотрительность...
Одним из первых он заметил па горизонте маленькие точки, так похожие на клин журавлей, еле заметный в небе. Слева по курсу, ниже редких кучевых облаков, шли к полю боя вражеские "Лаптёжники" ( так были окрещены немецкие пикирующие бомбардировщики Ju-87 за шасси, похожие на лапти ). Наши "Яки" устремились на перехват вражеских машин, чтобы не дать им возможности сбросить смертоносный груз на наши войска. Когда расстояние между самолётами сократилось до 2 - 3 км, Стройков услышал в наушники шлемофона:
- Атакую головного, Коля, прикрой меня !.. Прикрой меня !..
- Есть ! Я понял вас, я понял вас ! - скороговоркой выпалил Стройков и в тот же миг увидел, как из - за облаков вывалились два "Мессера", пикируя на ведущего.
Николай резко взял ручку на себя. Машина рванулась вверх, а затем перешла в левый вираж и устремилась на "Мессера", идущего первым.
Словно молния, сверкнула мысль: "Встречно - пересекающийся курс. Стрелять нельзя. Только таран..."
"Мессер", увлекшись атакой, оголтело нёсся на ведущего и, казалось, вот - вот возьмёт его в перекрестие, и тогда...
Но враг опоздал на мгновение. Машина Стройкова оказалась рядом с "Мессером", и Николай нажал гашетки. Как подбитый коршун, "Мессер" клюнул вниз и, потянув за собой огненный шлейф, врезался в землю.
- Молодец, Стройков ! Так и рубай их, гадов ! - послышался голос командира.
А может быть, это только показалось Стройкову ? Может быть, никто и не говорил так ?.. Но в этом беды не было. Главное - это "срубил" врага с первого удара...
Наши войска, отбив атаки противника и уничтожив сотни танков и самолётов, перешли в контрнаступление, отбрасывая врага на запад. Слава героев битвы на Курской дуге озарилась первым победным салютом.
За период этих боёв Стройков, как и все его боевые друзья, потрудился немало. Он участвовал в 17 воздушных схватках, лично сбил 4 вражеских самолёта и 15 в группе с товарищами.
Так начался боевой путь молодого лётчика Николая Стройкова. Ему в то время не было и 22 лет. В наградном листе, написанном на Стройкова, значилось: "Врага бьёт наверняка !". Так с той поры и закрепилась за Стройковым эта крылатая фраза.
С начала боёв на Курской дуге и до конца Великой Отечественной войны Николай Стройков был на фронте. Он мужественно сражался против немецко - фашистских захватчиков. Войну закончил командиром 2-й эскадрильи 213-го Гвардейского ИАП, летая на американской "Аэрокобре". Совершил почти 250 боевых вылетов и лично сбил в воздушных боях 14 самолётов врага. ( М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил в оперативных документах подтверждения на 16 личных и 21 групповую победы )
21 Августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Гвардии капитану Стройкову Николаю Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Закончилась война. Стройков продолжал служить в ВВС ( по некоторым источникам, он участвовал в Корейской войне 1950 - 1953 годов, где лично сбил ещё 1 самолёт ).
В 1958 году Гвардии полковник Н. В. Стройков серьёзно заболел. Продолжать службу по состоянию здоровья не мог. Будучи в запасе, он не порывал связей с авиацией, передавал свои знания и богатый опыт молодежи.
В Январе 1964 года Николай Васильевич скончался. Он похоронен со всеми воинскими почестями в столице Белоруссии - городе Минске, где в последние годы служил.
Всю свою жизнь Николай Стройков отдал служению Родине. Память о нём будет всегда жить в сердцах людей. Каждый день в Рязани против улицы, где он вырос, в автобусах и троллейбусах звучит его имя: "Улица Стройкова"...