Старший лейтенант Н. К. Шутт совершил 315 боевых вылетов, провёл 86 воздушных боёв, лично сбил 14 и в паре 1 самолёт противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 30 Декабря 1916 года в селе Плещеницы, ныне Логойского района Минской области, в семье служащего. Окончил профтехшколу металлистов в городе Рогачёве, автошколу в Бобруйске и Рабфак при Минском медицинском институте. С 1936 года работал на Минской кондитерской фабрике "Коммунарка". Окончил аэроклуб. С 1938 года в Красной Армии, в том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участник боёв с японскими милитаристами в районе реки Халкин - Гол летом 1939 года.
На фронтах Великой Отечественной войны с Ноября 1941 года. Сражался на Крымском, Северо - Кавказском, Воронежском, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Участник освобождения Румынии, Берлинской и Пражской операций.
К Сентябрю 1943 года помошник командира 270-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе ( 203-я истребительная авиационная дивизия, 5-я Воздушная армия, Степной фронт ) Старший лейтенант Н. К. Шутт совершил 315 боевых вылетов, провёл 86 воздушных боёв, лично сбил 14 и в паре 1 самолёт противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего выполнил 444 боевых вылета, в 120 воздушных боях сбил 22 самолёта противника. Участник разгрома милитаристской Японии в Августе - Сентябре 1945 года.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1945 году окончил Высшую авиационную школу. С 1949 года Майор Н. К. Шутт - в запасе. В 1950 - 1959 годах жил в деревне Пуховичи Пуховичского района Минской области, работал заведующим клубом. Затем переехал в город Тирасполь ( Молдавия ), где работал шофёром. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, медалями. Умер 30 Марта 1977 года.
* * *
"Всю войну я провёл в небе, но таких красивых атак, такого совершенства в маневре и стрельбе не видел", - так отзывался командир 144-го Гвардейского штурмового авиационного полка Гвардии Майор М. Степанов о бое, проведённом Гвардии Капитаном Шуттом в районе Потсдама в Апреле 1945 года.
В этом вылете на прикрытие штурмовиков он атаковал шедшую параллельным курсом пару "Мессершмиттов", по - видимому, выжидавших момента для удара. Неожиданно довернув машину и включив форсаж, он снизу, под большим ракурсом, короткой очередью сбил ближнего и, перевернувшись через крыло, мгновенно атаковал и уничтожил второго.
Весельчак, душа компании, мастер розыгрышей и проделок, Николай Шутт мгновенно преображался в воздухе, становясь образцом выдержки, собранности и решительности.
Свой первый бой он провёл 7 Января 1942 года на самолёте И-16 над Керченским проливом, безуспешно атаковав бомбардировщик Ju-88, а 30 Марта над Азовским морем одержал первую победу. Позднее он вспоминал об этом так:
"С дистанции 70 - 50 метров длинной пулемётной очередью ударил по правому мотору. Объятый пламенем и чёрным дымом, "Юнкерс" начал беспорядочно падать на мыс Казантип, в 1 - 2 километрах от берега. Два выбросившихся парашютиста были снесены ветром в Азовское море. Медленно снижаясь, я наблюдал за ними. Они упали в воду и через минуту исчезли под набегающими волнами".
21 Апреля 1942 года реактивным снарядом ему удалось сбить истребитель Ме-109. Это был первый вражеский истребитель, сбитый в полку. 16 Мая при срочном отступлении из Керчи он вывез на своем "Ишачке" товарища - Лейтенанта Е. Павловича.
После перевооружения на самолёты Як-7Б полк, где воевал Николай Шутт, был включён в состав 203-й истребительной авиационной дивизии, обеспечивавшей боевую работу 1-го штурмового авиационного корпуса. На самолётах Як-7Б и позднее на Як-1 с бортовым номером "21", он воевал под Курском, освобождал Украину, Румынию, Чехословакию, участвовал в Берлинской операции.
В Июле 1944 года Николай Шутт был сбит на Як-1, приземлил его на переднем крае и вернулся в часть на танке, застыв на броне в "монументальной позе" под ликующие крики и хохот соратников. Уже 18 Августа 1944 года, взлетев поздно вечером, в темноте, он взял реванш за поражение - сбил бомбардировщик "Хейнкель-111".
Полк, в котором служил Николай Шутт, часто вылетал на прикрытие штурмовиков 140-Гвардейского авиаполка. Один из лётчиков этого полка - Герой Советского Союза Иван Драченко, стал близким другом Николая Шутта. Вот что он пишет о нём в своей книге "На крыльях мужества":
- С Николаем у нас завязалась какая - то особая дружба, да и в наших характерах было много общего... Попадешь, бывало, в горячую ситуацию, а Шутт тут как тут: словно добрый работник гвоздит гитлеровских асов. Затем: "Горбатые", работайте спокойно. Небо чистое, как слеза ангела. Привет. Риголетто". И поёт: "Сердце красавицы склонно к измене" или "Да, я шут, я циркач, так что же ?" В общем, с Шуттом для врага были шутки плохи.
Любимым приёмом Николая был вертикальный маневр ведения боя с резкими эволюциями машины. Этот приём всегда ставил немецких лётчиков в невыгодное положение. Атаки Шутт производил преимущественно сзади, с последующим выходом вверх, что давало ему превосходство в высоте на протяжении всего воздушного боя. А это в известной степени обеспечивало победу.
В ясную погоду Николай выходил из атаки на солнце, при горизонтальном маневре делал правый вираж, так как вражеским лётчикам для правого виража требовалось больше времени, да и к тому же правые фигуры они делали хуже, неповоротливее. Тут и открывал прицельный огонь. Следует сказать, что у штурмовиков, прикрываемых Шуттом, никогда не было потерь.
Смелостью он обладал безграничной, шёл на самое рискованное дело. Нет, Николай не был сорвиголовой - точный тактический расчёт, какая - то сверхинтуиция помогали Шутту найти самое уязвимое место в строю гитлеровцев и нанести разящий, внезапный удар. Этого симпатичного крепыша знали буквально все в корпусе - от командира до водителя БАО. Николай Шутт редко возвращался из вылета без победы".
Даже на заключительном этапе боевых действий в Великой Отечественной войне, красноармейские газеты регулярно знакомили своих читателей с наиболее успешными действиями советских лётчиков - истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, а также писали о поучительных примерах взаимодействия авиации с пехотными, танковыми и артиллерийскими частями. Так, газета 2-й Воздушной армии "Крылья победы" напечатала в течение Января - Марта 1945 года серию выступлений опытных лётчиков, широко прославленных на 1-м Украинском фронте. Среди них были Гвардии Капитан Ю. Греков, уничтоживший в воздушных схватках 11 немецких самолётов лично и 12 в группе; Герой Советского Союза Гвардии Майор Н. Шутт, имевший на своём боевом счету 22 сбитых самолёта; Герой Советского Союза Гвардии Капитан П. Плотников, 300 раз вылетавший на бомбёжки неприятельских объектов.
За время Великой Отечественной войны помошник командира 152-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Капитан Н. К. Шутт совершил 444 успешных боевых вылета, в 120 воздушных боях сбил 22 самолёта противника ( при этом число личных и групповых побед в одних источниках указывается как - 21 + 1, а в других - 17 + 5 ). Участвовал в Советско - Японской войне 1945 года.
По некоторым источникам всего, за период боевой деятельности, записал на свой боевой счёт 55 воздушных побед, одержанных лично и в группе с товарищами.