Гвардии Капитан Н. Г. Щербина совершил 424 боевых вылета ( из них - 120 ночью ), в 51 воздушном бою сбил 11 самолётов противника, штурмовыми ударами уничтожил на аэродромах ещё 12 самолётов. 22 Августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 1 Апреля 1919 года в деревне Яковлевка, ныне Березанского района Николаевской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и фабрично - заводское училище. Затем работал слесарем на Запорожском заводе феросплавов. С 1937 года в рядах Красной Армии, год спустя окончил Kaчинскую военную авиационную школу лётчиков.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Июлю 1944 года штурман 26-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 2-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, Войска ПВО Страны ) Гвардии Капитан Н. Г. Щербина совершил 424 боевых вылета ( из них - 120 ночью ), в 51 воздушном бою сбил 11 самолётов противника, штурмовыми ударами уничтожил на аэродромах ещё 12 самолётов. 22 Августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны продолжил службу в ВВС. В 1950 году окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал истребительным авиационным полком ПВО. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями. 21 Ноября 1952 года Подполковник Н. Г. Щербина погиб в авиационной катастрофе.
* * *
Великую Отечественную войну Николай Щербина встретил Младшим лейтенантом, командиром звена 34-го истребительного авиационного полка. Эта часть одна из первых в ВВС получил на вооружение новейшие истребители МиГ-3. Уже 1 Мая 1941 года его лётчики участвовали в воздушном параде над Красной площадью. По уровню боевой подготовки, количеству налётанных часов ( не менее 400 ) такие пилоты, как А. Г. Лукьянов, М. Г. Трунов, А. В. Смирнов, Н. Г. Щербина заметно превосходили многих своих сослуживцев по 6-му истребительному авиационному корпусу ПВО.
В небе Москвы Николай Щербина провёл несколько воздушных боёв. Вот фрагмент из доклада, представленного в конце Июля 1941 года командиром 34-го истребительного авиационного полка Майором Л. Г. Рыбкиным:
"...Младший лейтенант Н. Г. Щербина 22 Июля 1941 года в 2 часа 30 минут
в районе Норо - Фоминска с дистанции 50 метров выпустил две очереди в немецкий бомбардировщик. В это время по МиГ-3 открыла огонь зенитная артиллерия и самолёт противника был потерян..."
До Октября 1941 года сражался на Центральном фронте, затем продолжил службу уже в составе 19-го истребительного авиационного полка Ленинградской ПВО, где одержал ещё несколько побед.
В Апреле 1942 года была создана Ленинградская армия ПВО. В состав её вошли 7-й истребительный авиационный корпус, части и подразделения, входившие до этого во 2-й корпус ПВО. При этом самоё серьёзное внимание было уделено подготовке лётчиков к действиям по воздушным целям в ночьных условиях. Ещё осенью 1941 года были созданы отдельные подразделения, а теперь и целый авиационный полк для действий ночью. Зачинателями ночных полётов были Подполковник Б. Н. Романов и Капитан В. А. Мациевич. Наряду с ними в ночных воздушных боях отличились лётчики Д. Оскаленко, Н. Щербина, Н. Молтенинов, М. Трунов, В. Апполонин и другие.
Николай Щербина обычно поднимался в воздух с наступлением темноты. В ночных воздушных боях он уничтожил 3 вражеских бомбардировщика. Щербина не любил возвращаться на аэродром с неизрасходованным боезапасом. Когда истрекало время патрулирования, лётчик, перед тем как вернуться, поворачивал к линии фронта и бил врага на земле. 43 раза при сильном зенитном обстреле он штурмовал войска и боевую технику противника. Славился он также и своими ночными разведками.
Войну закончил в составе 26-го ГвИАП ПВО, летая на истребителе Супермарин "Спитфайр IXЕ", получив звание Капитана.
Общим итогом его боевой деятельности стали 11 вражеских самолётов, сбитых в воздушных схватках ( 7 лично и 4 в группе ) и 12 - уничтоженных на земле при штурмовках аэродромов противника. Всего он совершил 445 успешных боевых вылетов.
После войны Николай Гаврилович Щербина продолжал служить в ВВС, командовал полком. Позднее работал лётчиком - испытателем и погиб в результате несчастного случая во время испытательного полёта 21 Ноября 1952 года