Психолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1947), доктор психологических наук (1943), профессор.
Психолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1947), доктор психологических наук (1943), профессор. Основная деятельность Р. связана с Институтом психологии при Московском университете (НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР), где он работал с 1912 г. до конца своей жизни.
Основная сфера научной деятельности Р.- возрастная и педагогическая психология. В трудах Р. дана характеристика возрастных особенностей ребенка на основе анализа языкового развития, игровой деятельности, формирования творческих потенций, интересов и жизненных идеалов. Р. - составитель словаря русского ребенка, собранного на основе родительских материалов о различных сторонах детского развития. Предметом исследования Р. были вопросы жизненного самоопределения в юношеском возрасте и проблема выбора профессии; процессы овладения навыками чтения, письма, счета; изучение мнемических процессов и поиски путей их совершенствования.
Много внимания Р.Ш уделял методам исследования, им был разработан биографический метод. В последний период деятельности он занимался разработкой проблем отечественной истории психологии. Положил начало систематической разработке историографии русской и советской психологии.
Награжден орденом Ленина.