Популярные личности

Николай Рубинштейн

русский пианист, дирижер
На фото Николай Рубинштейн
Категория:
Дата рождения:
1835-06-15
Место рождения:
Москва, Россия
Дата смерти:
1881-03-23
Место смерти:
Париж, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Русский пианист, дирижер, педагог, основатель Московской консерватории. Музыкой первоначально занимался дома, в 1844–1846 жил с матерью и старшим братом – Антоном Рубинштейном (1829–1854) в Берлине, где брал уроки у Т.Куллака (1818–1882) и З.Дена (1799–1858).


По возращении в Россию в 1847 и до конца дней жил в Москве; в 1855 окончил юридический факультет Московского университета. В 1859 стал инициатором открытия московского отделения Императорского Российского музыкального общества (ИРМО) и его бессменным председателем и дирижером симфонических концертов

; с открытия Московской консерватории в 1866 – ее директор и профессор фортепианного класса. Будучи, как и брат, пианистом-вундеркиндом, давал концерты в 11–12-летнем возрасте, однако возобновил регулярную концертную деятельность только в 1858. В течение всей жизни выступал как пианист, главным обра

зом в Москве, с необычайно широким и разнообразным репертуаром: основу его составляли Бах, Бетховен, Лист, Шуман, Шопен, а также русские композиторы-современники; первый исполнитель многих сочинений (фортепианных и оркестровых) своего близкого друга – П.И.Чайковского (Рубинштейну посвящены Второй ко

нцерт для фортепиано с оркестром, Русское скерцо Чайковского; на его смерть Чайковский написал фортепианное трио Памяти великого художника; тому же событию посвящена кантата Иоанн Дамаскин ученика Рубинштейна – С.И.Танеева). Еще более масштабной была дирижерская деятельность Рубинштейна: под его упр

авлением прошло более 250 концертов, главным образом в Москве, но также в Петербурге и других городах; в качестве руководителя оперных спектаклей Московской консерватории он провел премьеру Евгения Онегина Чайковского и т.д.

Фигуры братьев Рубинштейнов, соизмеримые по масштабам дарований, во мно

гом противоположны. В отличие от «западника» Антона, Николай Рубинштейн в молодости входил в так называемую «молодую редакцию» журнала «Москвитянин» и воспитался под влиянием А.Н.Островского и Аполлона Григорьева; его фигура неотделима от жизни Москвы целой эпохи: человек колоссальной энергии и обая

ния, он был настоящим кумиром. Такое положение способствовало, с одной стороны, отличной посещаемости руководимых Рубинштейном концертов, а с другой, помогало ему добывать у московских меценатов (чаще всего – из купечества) средства, необходимые для деятельности ИРМО и консерватории. Большой патриот

Москвы и ее «главного композитора» – Чайковского, Рубинштейн с глубоким, творческим пониманием относился ко всей новой русской музыке, без разделения на петербургскую и московскую школы, и постоянно исполнял произведения современников в своих концертах.

Рубинштейн был исключительно сильным дири

жером, тяготевшим к крупным симфоническим концепциям и умевшим убедительно их осуществлять даже не с самыми сильными исполнителями (критики сопоставляли его в этом смысле с Вагнером). Его фортепианная техника была великолепна; сравнивая его игру и игру Антона Рубинштейна, пользовавшегося мировой сла



Поделиться: