Римский-Корсаков - выдающийся русский композитор, музыкально-общественный деятель, педагог - оставил огромное творческое наследие. Оно включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений, романсы. Ему принадлежат также два сборника русских народных песен, книги и статьи по различным вопросам музыкального искусства.
Индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно раскрылась в его операх. Они отмечены горячим интересом к истории, быту, поэтическим представлениям и обычаям народа. В них широко использованы мотивы народных былин и сказок, сокровища русского песенного фольклора.
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 г. в Тихвине недалеко от Петербурга. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но по семейной традиции в 12-летнем возрасте его определили в Морской корпус в Петербурге. В 1861 г. он завязал тесные творческие связи с кружком Балакирева ('Могучей кучкой'), в который входили Кюи, Мусоргский, а несколько позднее - Бородин. Общение Римского-Корсакова с балакиревским кружком было прервано двухлетним кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, отразившихся в творчестве. Наиболее значительные произведения раннего периода - симфоническая картина 'Садко' и опера 'Псковитянка' (1872). В 1871 году Римский-Корсаков был принят в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти сорока лет. Пристальное изучение русской и украинской народной песни вызвало к жизни оперы 'Майская ночь' (1879) и 'Снегурочка' (1881), отразившие увлечённость Римского-Корсакова сказочностью и языческой мифологией.
Период наиболее интенсивного творчества начинается в середине 90-х гг. За фантастической оперой-балетом 'Млада' (1889) последовали опера-колядка 'Ночь перед Рождеством' (1895), опера-былина 'Садко' (1896), лирическое оперы 'Боярыня Вера Шелога' (1898, одноактная - пролог к 'Псковитянке') и 'Царская невеста' (1898). На рубеже XX века внимание композитора вновь привлекает опера-сказка, но под воздействием новых настроений в русском обществе она приобретает иной, чем прежде, идейный смысл. Ирония в 'Сказке о царе Салтане' (1900) уступает место политической аллегории в 'осенней сказочке' 'Кащей Бессмертный' (1902) и бичующей сатире в 'Золотом петушке' (1907). К последнему периоду творчества относятся также драматическая опера-легенда 'Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии' (1903), завершающая эпическую линию развития русского музыкального театра.
Николай Андреевич Римский-Корсаков умер 8 (21) июня 1908 года в усадьбе Любенск под Петербургом.